Что такое генотип


ГЕНОТИП (от ген и греческого typos — отпечаток), генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех наследственных задатков данной клетки или организма, включая аллели генов, характер их физического сцепления в хромосомах и наличие хромосомных перестроек. В узком смысле генотип — совокупность аллелей гена или группы генов, контролирующих анализируемый признак у данного организма (в этом случае нерассматриваемая часть генотипа выступает в качестве генотипической среды). Термин «Генотип» предложен В. Иогансеном в 1909 году. В современной генетике генотип рассматривают не как механический набор независимо функционирующих генов (что было характерно для ранних этапов развития генетики), а как единую систему генетических элементов, взаимодействующих на различных уровнях (например, между аллелями одного гена или разных генов). Генотип контролирует развитие, строение и жизнедеятельность организма, т. е. совокупность всех признаков организма — его фенотип.


оби с разными генотипами могут иметь одинаковый фенотип, поэтому для определения генотипа организма необходимо проводить его генетический анализ, например анализирующее скрещивание. Особи с одинаковым генотипом в различных условиях могут отличаться друг от друга по характеру проявления признаков (особенно количественных), т. е. различаться по фенотипу. Таким образом, генотип определяет возможные пути развития организма и его отдельных признаков во взаимодействии с внешней средой. Примером влияния среды на фенотипическое проявление признаков может служить окраска меха у кроликов так называемой гималайской линии: при одном и том же генотипе кролики при выращивании на холоде имеют чёрный мех, при умеренной температуре «гималайскую» окраску (белую, с чёрной мордой, ушами, лапами и хвостом), при повышенной температуре — белый мех. В связи с этим в генетике используют понятие о норме реакции — возможном размахе фенотипической изменчивости без изменения генотипа под влиянием внешних условий (генотип определяет пределы нормы реакции). При изменении генотипа или наличии особей с разными генотипами говорят о генотипической изменчивости, являющейся одним из условий эволюционного процесса. Наличие особей одинакового генотипа характерно для видов с бесполым (включая вегетативное) способом размножения и для чистых линий. Одинаковым генотипом обладают идентичные (однояйцевые) близнецы, развивающиеся из одной оплодотворённой яйцеклетки.

Что такое генотипы?


Под термином понимают совокупность генов одного организма, которые хранятся в хромосомах каждой его клетки. Понятие генотипа следует отличать от генома, т. к. оба слова несут различный лексический смысл. Так, геном представляет собой абсолютно все гены данного вида (геном человека, геном обезьяны, геном кролика).

Как формируется генотип человека?

Что такое генотип в биологии? Изначально предполагали, что набор генов каждой клетки организма отличается. Такая идея была опровергнута с того момента, как ученые раскрыли механизм образования зиготы из двух гамет: мужской и женской. Так как любой живой организм образуется из зиготы путем многочисленных делений, нетрудно догадаться, что все последующие клетки будут иметь абсолютно одинаковый набор генов.

Однако следует отличать генотип родителей от такового у ребенка. Зародыш в утробе матери имеет по половине набора генов от мамы и от папы, поэтому дети хоть и похожи на своих родителей, но в то же время не являются их 100% копиями.

Что такое генотип и фенотип? В чем их отличие?

Фенотип – это совокупность всех внешних и внутренних признаков организма. Примерами могут служить цвет волос, наличие веснушек, рост, группа крови, количество гемоглобина, синтез или отсутствие фермента.


Однако фенотип не является чем-то определенным и постоянным. Если наблюдать за зайцами, то окраска их шерсти меняется в зависимости от сезона: летом они серые, а зимой белые.

Важно понимать, что набор генов всегда постоянный, а фенотип может варьироваться. Если принять во внимание жизнедеятельность каждой отдельной клетки организма, любая из них несет абсолютно одинаковый генотип. Однако в одной синтезируется инсулин, в другой кератин, в третьей актин. Каждая не похожа друг на друга по форме и размерам, функциям. Это и называется фенотипическим проявлением. Вот что такое генотипы и в чем проявляются их отличия от фенотипа.

Данный феномен объясняется тем, что при дифференцировке клеток зародыша одни гены включаются в работу, а другие находятся в “спящем режиме”. Последние либо всю жизнь остаются неактивными, либо вновь используются клеткой в стрессовых ситуациях.

Примеры записи генотипов

На практике изучение наследственной информации проводится с помощью условной шифровки генов. Например, ген карих глаз записывают большой буквой «А», а проявление голубых глаз – маленькой буквой «а». Так показывают, что признак кареглазости доминантный, а голубой цвет – это рецессив.

Так, по признаку люди могут быть:

  • доминантными гомозиготами (АА, кареглазые);
  • гетерозиготами (Аа, кареглазые);
  • рецессивными гомозиготами (аа, голубоглазые).

По такому принципу изучают взаимодействие генов между собой, причем обычно используют сразу несколько пар генов. Отсюда возникает вопрос: что такое 3 генотип (4/5/6 и т. д.)?

Такое словосочетание означает, что берутся сразу три пары генов. Запись будет, например, такой: АаВВСс. Здесь появляются новые гены, которые отвечают за совершенно другие признаки (например, прямые волосы и кудряшки, наличие белка или его отсутствие).

Почему типичная запись генотипа условна?

Любой ген, открытый учеными, носит определенное название. Чаще всего это английские термины или словосочетания, которые в длину могут достигать немалых размеров. Орфография названий сложна для представителей зарубежной науки, поэтому ученые ввели более простую запись генов.

Даже учащийся старшей школы иногда может знать, что такое генотип 3а. Такая запись означает, что за ген отвечают 3 аллели одного и того же гена. При использовании настоящего названия гена понимание принципов наследственности могло бы быть затруднено.

Если речь идет о лабораториях, где проводятся серьезные исследования кариотипа и изучение ДНК, то там прибегают к официальным названиям генов. Особенно это актуально для тех ученых, которые публикуют результаты своих исследований.

Где применяются генотипы


Еще одна положительная черта использования простых обозначений – это универсальность. Тысячи генов имеют свое уникальное название, однако каждый из них можно представить одной лишь буквой латинского алфавита. В подавляющем большинстве случаев при решении генетических задач на разные признаки буквы повторяются вновь и вновь, при этом каждый раз расшифровывается значение. Например, в одной задаче ген B – это черный цвет волос, а в другой – это наличие родинки.

Вопрос “что такое генотипы” поднимается не только на занятиях по биологии. На самом деле условность обозначений обусловливает нечеткость формулировок и терминов в науке. Грубо говоря, использование генотипов – это математическая модель. В реальной жизни все сложнее, несмотря на то, что общий принцип все-таки удалось перенести на бумагу.

По большому счету генотипы в таком виде, в котором мы их знаем, применяются в программе школьного и вузовского обучения при решении задач. Это упрощает понимание темы “что такое генотипы” и развивает у учащихся способность к анализированию. В будущем навык использования такой записи также пригодится, однако при реальных исследованиях настоящие термины и названия генов более уместны.


В настоящее время гены изучаются в различных биологических лабораториях. Шифрование и использование генотипов актуально для медицинских консультаций, когда один или несколько признаков прослеживаются в ряде поколений. На выходе специалисты могут прогнозировать фенотипическое проявление у детей с определенной долей вероятностью (например, появление в 25% случаев блондинов или рождение 5% детей с полидактилией).

Генотип — совокупность наследственных факторов организма. Термин предложен датским биологом Вильгельмом Иогансеном (Johannsen) в 1909 году. Генотип представляет собой систему, контролирующую строение и развитие организма, иными словами, совокупность всех признаков конкретного организма — его фенотип. Однако, в образовании фенотипа играет роль не только генотип, но и другой, очень непостоянный фактор — внешняя среда. Таким образом, генотип определяет известную норму реакции на внешние условия. Так, при одинаковых внешних условиях развития, особи с одинаковым генотипическим составом (изогенные) будут и фенотипически однородны (изофенны).
другой стороны, в виду того, что генотип даёт разную реакцию в зависимости от характера среды, особи, однородные генотипически, могут быть несходны фенотипически, если они развиваются в различных условиях. Особенно это сказывается на наиболее изменчивых под влиянием внешних условий признаках, как размеры особи, масса тела и т.п. Примером влияния внешней среды на фенотипическое проявление генотипа может служить окраска меха у кроликов так называемой гималайской линии: при однородном генотипе эти кролики при выращивании на холоде имеют чёрный мех, при умеренной температуре — «гималайскую» окраску (белая с чёрными мордой, ушами, лапами и хвостом), при повышенной температуре — белый мех. Потомки этих трёх групп животных наследуют не какую-то одну неизменную окраску меха, а способность давать определённую окраску в зависимости от условий среды. При воспитании в различных условиях можно получить и обратное явление: фенотипическое сходство при генотипическом различии. Так, особи более крупной расы при условии плохого питания будут той же величины, что и особи мелкой расы при более благоприятных условиях питания, или даже мельче.

Генотип представляет собой единую систему взаимодействующих генов (см. Ген) и проявление отдельного гена зависит от генотипической среды, в которой он находится. Например, красная окраска цветков у некоторых сортов душистого горошка возникает только при одновременном присутствии в Г. доминантных аллелей двух различных генов, тогда как порознь каждая из этих аллелей обусловливает белую окраску цветков 1


1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.

Примеры употребления слова генотип в литературе.

Если воспользоваться наглядной моделью, то генотип — это как бы пустой и съежившийся детский воздушный шарик.

Некоторые биологи, например Шмальгаузен, полагают, что кругооборот информации действительно происходит указанным образом, но что зрелый организм содержит ее не больше, чем содержал генотип, — иначе говоря, рост информации, вызванный игрою связей между особью и средой, является только кажущимся и возникает как результат действия регуляционных механизмов, которые организм создал на основе генотипической информации.

Известно, что, согласно этой теории, инцухт — лишь невинный сыщик, очищающий генотип от смертоносных и полусмертоносных генов, по непонятным причинам имеющих нелепое назначение убивать организмы — своих собственных носителей.

Достаточно было вернуть генотип в прежние условия, как признак вновь проявлялся.

Таким образом, изменение фенотипа гибрида, вызванное действием условий воспитания, согласно генной теории, не должно оказывать адэкватного влияния на его генотип и на расщепление потомства.


Я пыталась ей объяснить, что это неизвестный генотип, что он не подходит ни под один из известных человеческих типов.

Если брать за основу их генотип, то геники, несомненно, имеют право быть причисленными к людям.

Игорь невольно усмехнулся, представляя эту цепочку поистине сказочных превращений, а посланец продолжал: — Взрослые земные животные утрачивают способность к трансформации, их генотип окончательно костенеет.

До полного понимания генотипа человека еще далеко, ведь в нем — по оценке Ф.

Если информационная емкость яйцеклетки совпадает с количеством информации, содержащейся в энциклопедии, и если заполнить расшифровкой генотипа тома энциклопедии, то и тогда подобную энциклопедию можно будет прочесть, однако лишь потому, что читателю известны физика, химия, биохимия, теория эмбриогенеза, теория самоорганизующихся систем и т.

Математическая одаренность предопределяется неизвестной структурно-функциональной компонентой генотипа в целом, и мы не можем сказать, в какой мере она уже заключена в зародышевой клетке, а в какой содержится в общественной среде.

Дефекты, вызванные ранним проявлением повреждений генотипа, например талидомидовые, лечению не поддаются.

Таким образом, высокий уровень организации генотипа создает условия, при которых серия случайных испытаний достаточно большой длины делает вероятность появления более .


Советским генетикам необходимо вскрыть и понять, что метафизические концепции о неизменности гена и генотипа, о непосредственной связи гена с признаками приводят к реакционным концепциям в общебиологических теоретических положениях, к тем ошибкам, к которым скатились Серебровский, Филипченко, Кольцов и многие другие генетики.

Они отказывают тебе в праве на существование и распространение своего генотипа, брат.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Êòî ïîñïîðèò ñ óòâåðæäåíèåì, ÷òî ÷åëîâåê (â çíà÷åíèè — áèîëîãè÷åñêèé âèä) áûë ñîçäàí ïðàâèëüíî? Äóìàþ, íèêòî. Ìàòóøêà-ïðèðîäà ïðåäóñìîòðåëà âñå â ñâîåì òâîðåíèè, à ñ âîçíèêàþùèìè îòêëîíåíèÿìè çà ñ÷åò íàøåãî ÷åëîâå÷åñêîãî ëþáîïûòñòâà è ïðàãìàòèçìà îíà ïðèâûêëà èçáàâëÿòüñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî. Ýòî êàñàåòñÿ è ïåðåäàþùåéñÿ èç ïîêîëåíèÿ â ïîêîëåíèå ãåíåòè÷åñêîé íàñëåäñòâåííîñòè.

Ïîÿâèâøèéñÿ íà ñâåò ðåáåíîê ïîëó÷àåò â íàñëåäñòâî îò ñâîèõ ðîäèòåëåé ìíîæåñòâî ãåííûõ ïðèçíàêîâ – ãåíîòèï. Íî ñàìîñòîÿòåëüíî ðàñïîðÿæàòüñÿ ñâîèì íàñëåäñòâîì ðîäèâøèéñÿ õîçÿèí íå âïðàâå. Âåäü ïîä âîçäåéñòâèåì îêðóæàþùåé ñðåäû ãåíîòèï ïåðåõîäèò â ôåíîòèï, ò.å. ñîâåðøåííî îïðåäåëåííóþ ñîâîêóïíîñòü âíåøíèõ ïðèçíàêîâ.

Ïîíÿòèå ãåíîòèïà (ñ ãðå÷. genos – ïðîèñõîæäåíèå, typos – òèï) ñâîèì ïîÿâëåíèåì îáÿçàíî äàòñêîìó áèîëîãó Âèëüãåëüìó Èîãàííñåíó.  1909 ã. îí ñôîðìóëèðîâàë î÷åíü âàæíîå ðàçëè÷èå ìåæäó ãåíîòèïîì è ôåíîòèïîì. Ãåíîòèï – ñîâîêóïíîñòü íàñëåäóåìûõ ãåíîâ, ïðèçíàêîâ îðãàíèçìà (íàïðèìåð, èììóíèòåò, ãðóïïà êðîâè, ðåçóñ-ôàêòîð, òàëàíòû). Íà ïðîòÿæåíèè æèçíè îí îñòàåòñÿ íåèçìåííûì. Ôåíîòèï – ýòî ñîâîêóïíîñòü âíåøíèõ ïðèçíàêîâ, òåõ êîòîðûå ìû íàáëþäàåì âî âíåøíîñòè (íàïðèìåð, âüþùèåñÿ âîëîñû, öâåò ãëàç, âîëîñ, êîæè) è ìåíÿþòñÿ ñ òå÷åíèåì âðåìåíè.

Íå ñòîèò çàáûâàòü î ðàçëè÷èè ìåæäó ýòèìè äâóìÿ ïîíÿòèÿìè, ïîñêîëüêó ñõîäñòâî ìåæäó íèìè íå âïîëíå îäíîçíà÷íîå. Ïðè÷èíà ýòîãî êðîåòñÿ â òîì, ÷òî ôåíîòèï ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ðåçóëüòàò ñëîæíîé öåïè âçàèìîäåéñòâèé ìåæäó ãåíàìè, à òàêæå ìåæäó ãåíàìè è óñëîâèÿìè îêðóæàþùåé ñðåäû.

Íàñëåäîâàíèå ãåìîôèëèè – ÿðêèé ïðèìåð îòëè÷èÿ ãåíîòèïà îò ôåíîòèïà. Èìååò ìåñòî ñèòóàöèÿ, ïðè êîòîðîé ó çäîðîâûõ ðîäèòåëåé ðîæäàåòñÿ áîëüíîé ðåáåíîê.  äàííîì ñëó÷àå áîëåçíü â ôåíîòèïå ðîäèòåëåé íå ïðîÿâèëàñü, çàòî â îòíîøåíèè ãåíîòèïà îíè ÿâëÿëèñü íîñèòåëÿìè áîëåçíè. Èñõîäÿ èç ýòîé ñèòóàöèè ôåíîòèï íîñèòåëåé çàáîëåâàíèÿ è çäîðîâûõ ëþäåé îäèíàêîâûé.

Ïðèðîäà áîãàòà ãåíåòè÷åñêèì ðàçíîîáðàçèåì. Åþ íå ïðåäóñìîòðåíî ñóùåñòâîâàíèå ëþäåé ñ îäèíàêîâûì ãåíîòèïîì, çà èñêëþ÷åíèåì îäíîÿéöåâûõ áëèçíåöîâ. Íî äàæå áëèçíåöû, èìåþùèå îäèíàêîâûé ãåíîòèï, çà ñ÷åò ðàçëè÷èé âî âçàèìîäåéñòâèÿõ ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé áóäóò èìåòü ðàçëè÷íûé ôåíîòèï. Íàïðèìåð, áëèçíåöû ìîãóò îòëè÷àòüñÿ äðóã îò äðóæêè âåñîì, ðîñòîì, ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ æèçíè, è ïðè÷èíîé âñåìó ýòîìó ÿâëÿþòñÿ ðàçíûå óñëîâèÿ èõ æèçíè.

Ãåíîòèïó ïðèðîäîé îòâåäåíà îñîáàÿ ðîëü. Òàê äëÿ ðîæäåíèÿ çäîðîâîãî ïîòîìñòâà î÷åíü âàæíî, ÷òîáû ìóæñêàÿ è æåíñêàÿ îñîáè èìåëè ïîõîæèé ãåíîòèï, íàðàáîòàííûé â îäíèõ è òåõ æå èñòîðè÷åñêèõ è ïðèðîäíûõ óñëîâèÿõ.

Ñîáàêîâîäû, íàïðèìåð, ïðè ðàçâåäåíèè ñîáàê ïîëüçóþòñÿ ýòèì çíàíèåì è òàêèì îáðàçîì äåëàþò âñå âîçìîæíîå, äàáû ñîõðàíèòü ÷èñòîòó ïîðîäû ñâîèõ ñîáàê. Êàæäîé ïîðîäå ïðèñóùè ñâîè óíèêàëüíûå êà÷åñòâà: îäíè èç íèõ õîðîøèå ñïàñàòåëè, ïàñòóõè, äðóãèå – ïðåêðàñíûå áîéöû, ñòîðîæà, òðåòüè – ïðåêðàñíûå îõîòíèêè è ñëåäîïûòû, ÷åòâåðòûå îáëàäàþò áîëüøîé âûíîñëèâîñòüþ è ñòîéêîñòüþ ê ýêñòðåìàëüíûì òåìïåðàòóðàì îêðóæàþùåé ñðåäû. ×èñòîïîðîäíûå ñîáàêè îòëè÷àþòñÿ óìîì, çäîðîâüåì, õîðîøî ïîääàþòñÿ îáó÷åíèþ è äðåññèðîâêå.

Íî ñòîèò çàïÿòíàòü ïîðîäó, êàê âñå ýòè êà÷åñòâà çíà÷èòåëüíî óõóäøàòñÿ ëèáî âîâñå èñ÷åçíóò. Äâîðíÿæêè ïðè âñåì ñâîåì îáàÿíèè íå ìîãóò ïîõâàñòàòüñÿ îñîáûì óìîì èëè òàëàíòàìè. «Äåêîðàòèâíûå» ïîðîäû ñîáàê, âûâåäåííûå ÷åëîâåêîì ðàäè ýñòåòè÷åñêèõ öåëåé, íå ñïîñîáíû âûæèòü áåç ïîìîùè ÷åëîâåêà, ïîýòîìó èõ è íå îòíîñÿò ê ÷èñëó ïîëíîöåííûõ ñîáàê.

Òî÷íî òàêæå êàê è ñ ñîáàêàìè îáñòîèò äåëî è ñ ðàçâåäåíèåì ëîøàäåé. Êîííîçàâîä÷èêè òàêæå ðåâíîñòíî çàáîòÿòñÿ î ÷èñòîòå ïîðîäû ñâîèõ ñêàêóíîâ.

×åëîâåê – ÷àñòü ïðèðîäû, îí îòíîñèòñÿ ê ïðèìàòàì è èìååò æèâîòíîå ïðîèñõîæäåíèå. Ñòðàííî òîëüêî, ïî÷åìó ìû, çàáîòÿñü î íàñëåäñòâåííîñòè ëîøàäåé èëè ñîáàê, çàáûâàåì ïðî ñåáÿ?