Что такое квр

Кто должен применять
Коды видов расходов (КВР) должны применять все госорганы, внебюджетные фонды, органы местного самоуправления и государственные (муниципальные) учреждения. Бюджетные и автономные учреждения КВР применяют с 1 января 2016 года.
Общие положения
Код вида расходов является составной частью классификации расходов бюджетов. Структура кода вида расхода состоит из соответствующей группы, подгруппы и элемента (18–20-й разряды).
Перечень и правила применения видов расходов едины для всех бюджетов бюджетной системы. Они приведены в пункте 5 раздела III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, и в приложении 3 к данному приказу.
В выделены следующие группы видов расходов:
• 100 – расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;
• 200 – закупка товаров.


Они детализированы до подгрупп (к примеру, 110, 340 и др.) и элементов (в частности, 111, 119, 244). Для бюджетных и автономных учреждений этот перечень урезан. Они могут применять такие коды:
• на зарплату и другие выплаты сотрудникам – КВР 111, 112, 113;
• на страховые взносы и выплату пособий за счет ФСС России – КВР 119;
• на закупку товаров, работ, услуг – КВР 220, 240 (кроме КВР 242);
• на социальные выплаты гражданам – КВР 321 или приобретение товаров, работ, услуг для соцобеспечения – КВР 323;
• на стипендии – КВР 340, премии, гранты отдельным физлицам – КВР 350, иные выплаты населению – КВР 360;
• на капвложения: в рамках переданных полномочий – КВР 410, 416, в строительство недвижимости – КВР 417;
• на исполнение судебных актов – КВР 831;
• на уплату налогов, сборов и иных платежей – КВР 850;
• на взносы в международные организации – КВР 862, а также платежи по соглашениям с правительствами иностранных государств и международными организациями – КВР 863.
Увязка видов расходов и КОСГУ
При распределении затрат по видам расходов нужно обязательно руководствоваться таблицей соответствия этих кодов и кодов КОСГУ (п.

1 указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). Это должны делать все госорганы (органы местного самоуправления), внебюджетные фонды и учреждения.
Для бюджетных и автономных учреждений Минфин России дополнительно привел уточняющую таблицу соответствия КВР и КОСГУ.
Ответственность за нецелевку
Оплата расходов по кодам, которые не соответствуют ведомственной детализации, установленной законом (решением) о соответствующем бюджете, будет считаться нецелевым расходованием бюджетных средств (ст. 38, п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ). В том числе если при оплате будет использован неверный вид расходов.
Об ответственности за нецелевое использование бюджетных средств см. таблицу.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Расходы на информационно-коммуникационные технологии на федеральном, региональном и муниципальном уровнях оплачивают по-разному. Также есть особенности для бюджетных и автономных учреждений.
Получатели бюджетных средств (в т. ч. органы госвласти, казенные учреждения)
На федеральном уровне расходы на ИКТ нужно оплачивать по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий».
А вот на региональном или муниципальном уровне код 242 применяйте, если такое решение принято финорганом субъекта РФ (муниципального образования).

ли же такого решения нет, то расходы на ИКТ нужно оплачивать по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Это же относится и к расходам за счет бюджетов территориальных внебюджетных фондов.
Об этом сказано в разделе III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.
Бюджетные и автономные учреждения
Бюджетные и автономные учреждения расходы по ИКТ оплачивают по элементу вида расходов 244 (раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). Подтверждает это и таблица соответствия КВР и КОСГУ для этих учреждений, где код 242 не предусмотрен.
Приобретение оборудования
Ситуация: на какой вид расходов отнести затраты на оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS)
Эти расходы в рамках оборонного заказа оплатите по коду вида расходов 219. Если же оснащение ГЛОНАСС проходит вне рамок гособоронзаказа, тогда по элементу вида расходов 244. Расскажем подробнее.
Если оснащение аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) происходит вне рамок оборонного заказа, расходы нужно отражать по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Дело в том, что к элементу вида расходов 244 относятся в том числе расходы на приобретение навигаторов.

паратура спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) является навигатором. Поэтому расходы на оснащение транспортных средств такой аппаратурой отразите по элементу вида расходов 244 (раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).
Если аналогичные расходы произведены в рамках государственного оборонного заказа, то расходы на оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС /GPS) отразите по коду вида расходов 219 «Закупка работ и услуг в целях обеспечения мероприятий в рамках государственного оборонного заказа» (раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).
О том, по какой статье (подстатье) КОСГУ отразить данные расходы в бухгалтерском учете и отчетности, см. Как определить статью (подстатью) КОСГУ.
Ситуация: на какой вид расходов отнести затраты на приобретение автомобильных антенн, их установку и настройку. Антенны приобретаются вне рамок государственного оборонного заказа
В частных разъяснениях специалисты финансового ведомства рекомендуют отражать данные расходы по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Объясняется это так.
Расходы на закупку товаров, работ, услуг, которые нельзя отнести к иным элементам вида расходов, нужно отражать по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г.

65н).
Затраты на приобретение автомобильных антенн, их установку и настройку нельзя отнести к элементам вида расходов 241 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы», 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».
Также такие расходы нельзя отнести и к элементу вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Ведь автомобильная антенна сама по себе не является средством связи.
Значит, затраты на приобретение автомобильных антенн, их установку и настройку отражайте по элементу вида расходов 244.
Ситуация: на какой вид расходов отнести затраты на оплату услуг по установке лифтовой кабины. Лифт приобретается вне рамок государственного оборонного заказа
Ответ на данный вопрос зависит от того, с чем связана установка:
• с ее заменой – лифтовая кабина устанавливается в рамках договора на капитальный ремонт;
• с первоначальной установкой (повышением, изменением технических характеристик) – лифтовая кабина устанавливается в рамках договора на строительство или модернизацию (реконструкцию) здания.
Если установка лифта производится в рамках капитального ремонта здания (замены), расходы отразите по элементу вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» (раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г.

65н).
Если установка лифта производится в рамках договора на строительство, модернизацию, реконструкцию, то данные расходы отразите по соответствующим элементам подгруппы 410 «Бюджетные инвестиции». Такой вывод следует из положений раздела III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.
О том, на какой код КОСГУ отнести расходы на приобретение лифтового оборудования в бухгалтерском учете и отчетности, см. Как отнести расходы на статьи (подстатьи) КОСГУ.
Ситуация: на какой вид расхода отнести затраты на приобретение видеорегистратора
Ответ на этот вопрос зависит от того, в рамках оборонного заказа или нет учреждение приобретает видеорегистратор.
Если учреждение приобретает видеорегистратор в рамках оборонного заказа, расходы отразите по элементу вида расходов 219 «Закупка работ и услуг в целях обеспечения мероприятий в рамках государственного оборонного заказа» (раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).
Если видеорегистратор приобретается вне рамок оборонного заказа, расходы отражайте по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Объясняется это так.
Расходы на закупку товаров, работ, услуг, которые нельзя отнести к иным элементам вида расходов, нужно отражать по элементу вида расходов 244 (раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г.

65н).
Затраты на приобретение видеорегистратора нельзя отнести к элементам вида расходов 241 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы», 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества».
Также такие расходы нельзя отнести и к элементу вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Ведь видеорегистратор сам по себе не является средством связи или иным средством обеспечения функционирования информационных систем и компонентов ИКТ-инфраструктуры.
Значит, затраты на приобретение видеорегистратора вне рамок оборонного заказа отражайте по элементу вида расходов 244.
Командировки
Ситуация: по какому виду расходов оплатить услуги, связанные с организацией командировок, – заказ и доставку билетов, подбор и бронирование мест в гостинице и т. п. Услуги оказывает сторонняя организация на основании договора
Расходы на услуги, связанные с организацией командировок, отразите по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Объясняется это так.
Возмещение командировочных расходов, произведенных сотрудником лично (на проезд, наем жилого помещения), отражается по видам р.

«Иные выплаты персоналу и сотрудникам, имеющим специальные звания»;
• сотрудник аппарата государственного внебюджетного фонда – 142 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда».
Однако в данном случае учреждение оплачивает услуги по организации проезда и проживания стороннему исполнителю. Поэтому оплату соответствующего договора нужно отразить по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).
Ситуация: на какой вид расходов отнести затраты на приобретение железнодорожных билетов для служебной собаки
Ответ на этот вопрос зависит от того, как приобретены билеты – сотрудником лично или же учреждением по договору с транспортной (посреднической) компанией. Возмещение расходов сотруднику отражайте по соответствующему элементу группы расходов 100, а покупку билета через компанию – по элементу 244.

и этом неважно, что по билетам едут собаки. Объяснения такие.
По правилам крупных собак (в т. ч. служебных) можно перевозить только в отдельном купе. Причем пассажир, который едет вместе с собакой, должен оплатить полную стоимость всех мест в этом купе. Иными словами, на человека оформляется несколько пассажирских билетов. Это следует из пункта 123 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 19 декабря 2013 г. № 473. Поэтому после командировки сотрудник предъявит вместе с авансовым отчетом не один, а несколько билетов, которые оформлены на него: по одному из них сотрудник ехал сам, а по остальным – собака (собаки).
Но такой порядок проезда никаким образом не влияет на правила, установленные в пункте 5.1 указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н. Согласно этой норме проезд в командировку отражается:
• по договорам (контрактам), заключенным учреждением, – по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»;
• по билетам, приобретенным сотрудником лично, в зависимости от того, кто ездил в командировку:
– сотрудник государственного (муниципального) учреждения – 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда»;
– сотрудник государственного органа (вне зависимости от того, является он гражданским служащим или нет) – 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключени.

да гражданину, с которым заключен ГПД на выполнение работ (оказание услуг). По условиям договора гражданин перед началом работы должен пройти обучение, а учреждение компенсирует ему проезд к месту учебы и обратно
Ответ на этот вопрос зависит от того, является ли компенсация расходов на проезд к месту учебы частью вознаграждения по договору, или же эти расходы компенсируются отдельно.
Если компенсация расходов на проезд является частью вознаграждения по договору, выплату отразите по тому же виду расхода, по которому оплачивается договор. Так как оплата поездки на обучение является составной частью обязательств в рамках этого договора. Например, если учреждение заключило с гражданином договор на разработку программного обеспечения, то оплата проезда как часть вознаграждения должна быть отражена в зависимости от типа учреждения и уровня бюджета по элементу вида расходов 242 или 244 (раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).
Если расходы на проезд компенсируются гражданину отдельно (т. е. не входят в стоимость договора), отразите их только по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Объясняется это так.
По соответствующим элементам видов расходов группы 100 «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами» (112, 122, 134, 142) отражается выплата средств на проезд сотрудникам под отчет (п. 5.2 раздела III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).
Граждане, с которыми учреждение заключило гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), сотрудниками учреждений и госорганов не являются. Трудовое законодательство на этих граждан также не распространяется (ст. 11 ТК РФ). Соответственно, применение элементов видов расходов группы 100 недопустимо.
Кроме того, нельзя отнести данные расходы к подгруппам 210, 220 и 230 и элементам 241, 242, 243. Поэтому отразите расходы на проезд в этом случае по элементу вида расходов 244.
Представительские расходы
Ситуация: на какой вид расходов отнести представительские расходы, которые связаны с приемом официальных делегаций
Представительские расходы отразите по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). Объясняется это так.
Расходы на закупку товаров, работ, услуг, которые нельзя отнести к иным элементам вида расходов, следует отражать по элементу вида расходов 244 (раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).
Расходы на представительские мероприятия нельзя отнести к элементам вида расходов 241 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы», 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» и 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий».
Значит, представительские расходы учреждения отражайте по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).
Расходы на обучение
Ситуация: на какой вид расходов отнести плату за участие в семинаре по электронному взаимодействию госучреждений с ГИС ГМП (государственная информационная система о государственных муниципальных платежах)
Плату за участие в семинаре отразите по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Объясняется это так.
Оплата договоров на оказание услуг по обучению в сфере информационно-коммуникационных технологий отражается по элементу вида расходов 244. Об этом прямо сказано в разделе III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н. Значит, плату за участие в семинаре по электронному взаимодействию госучреждений с ГИС ГМП также нужно отнести на данный вид расходов.
Универсальные электронные карты
Ситуация: на какой вид расходов отнести затраты, связанные с изготовлением универсальных электронных карт (УЭК)
В частных разъяснениях специалисты финансового ведомства рекомендуют отражать данные расходы по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Объясняется это так.
Расходы на закупку товаров, работ, услуг, которые нельзя отнести к иным элементам вида расходов, следует отражать по элементу вида расходов 244 (раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).
Расходы на изготовление УЭК нельзя отнести к элементам вида расходов 241 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы», 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».
Также такие расходы нельзя отнести и к элементу вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Связано это с тем, что по данному виду отражаются расходы на государственные информационные системы, информационно-коммуникационную инфраструктуру, а также расходы по использованию информационно-коммуникационных технологий (раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). Изготовление УЭК к таким расходам не относится.
Значит, расходы, связанные с изготовлением УЭК, отражайте по элементу вида расходов 244.
Публикации в СМИ
Ситуация: на какой вид расходов отнести затраты на публикацию в СМИ некрологов (соболезнований)
Расходы на оплату публикации некролога (соболезнований) в СМИ отразите по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Объясняется это так.
Расходы на закупку товаров, работ, услуг, которые нельзя отнести к иным элементам вида расходов, следует отражать по элементу вида расходов 244 (раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).
Расходы на оплату публикации некролога (соболезнований) нельзя отнести к элементам вида расходов 241 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы», 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» и 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».
Значит, такие расходы отражайте по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
Аутсорсинг
Ситуация: на какой вид расходов отнести затраты на оплату услуг по договору о предоставлении персонала (аутсорсинга). По условиям договора предоставлен следующий персонал: сторож, дезинфектор, сантехник
Расходы на оплату услуг по договору о предоставлении персонала (аутсорсинга) отразите по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Объясняется это так.
Законодательство РФ не содержит понятия «аутсорсинг». В частных разъяснениях специалисты Минфина России указывают на то, что при заключении такого договора рассматривать его нужно как договор на выполнение работ (оказание услуг) подрядным способом.
Таким образом, в данной ситуации затраты по договору нужно рассматривать как расходы на приобретение:
• услуг сторожа (т. е. услуги по охране);
• услуг дезинфектора (т. е. дезинфекция в рамках содержания нефинансовых активов в чистоте);
• услуг сантехника (т. е. работы по ремонту системы водоснабжения, канализации).
Расходы на закупку товаров, работ, услуг, которые нельзя отнести к иным элементам вида расходов, следует отражать по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).
Расходы на оплату услуг сторожа, дезинфектора и сантехника нельзя отнести к элементам вида расходов 241 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы», 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» и 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».
Значит, такие расходы отражайте по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
О том, на какой код КОСГУ отнести данные расходы в бухгалтерском учете и отчетности, см. Как отнести расходы на статьи (подстатьи) КОСГУ.
Предоставление субсидий
Ситуация: по какому виду расходов и коду КОСГУ отразить предоставление субсидии из областного бюджета региональному оператору (автономной некоммерческой организации) на проведение капитального ремонта многоквартирных домов
Перечисление субсидии региональному оператору (АНО) отразите по элементу вида расходов 630, а в бухгалтерском учете и отчетности эту операцию проведите также по подстатье КОСГУ 242. Объясняется это так.
Органы власти субъекта РФ вправе предоставлять субсидии автономным некоммерческим организациям, которые не являются государственными и муниципальными. Такие организации создаются специально для выполнения определенных функций, в частности, им могут быть переданы полномочия по проведению ремонта многоквартирных домов (п. 1 ст. 10 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).
Из буквального толкования аннотаций к элементу вида расходов 630 и подстатье КОСГУ 242 следует, что по этим кодам отражаются субсидии организациям, за исключением государственных и муниципальных (разделы III и V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).
Таким образом, расходы на предоставление субсидии региональному оператору, выполняющему функции по организации ремонта многоквартирных домов и контролю за его проведением, отразите по элементу вида расходов 630 и подстатье КОСГУ 242.
Такой позиции придерживаются специалисты финансового ведомства в частных разъяснениях.

www.cckrb.ru

Расшифровка термина

КОСГУ – это классификация операций сектора государственного управления.

Достаточно часто возникает необходимость в том, чтобы определенные расходов или доходов соотнести к соответствующим кодам КОСГУ. Таким образом, используя определенные коды, появляется возможность быстро указать определенный перечень видов деятельности при оформлении тех или иных документов, что существенно упрощает процедуру их составления.

Когда и где используется код КОСГУ

Начиная с 01.01.2016 статус КОСГУ перетерпел существенные изменения в действующем законодательстве, так как на сегодняшний день эти коды уже не используются в процессе оплаты, хоть по-прежнему установлены для ведения отчетности и бухгалтерского учета. Непосредственную оплату с 2016 года нужно производить по кодам видов расходов, причем данное правило распространяется не только на казенные, но и на автономные или бюджетные учреждения.

Помимо этого, правила использования КОСГУ значительно изменились касательно командировочных расходов, а также доходов от получения субсидий для выполнения государственных заданий.

Таким образом, при оформлении всевозможных планов-графиков там, где ранее указывался КОСГУ, теперь нужно ставить КВР. При этом участники закупочного процесса должны внимательно ознакомиться с сопоставительной таблицей этих кодов, так как классификаторы в них несколько отличаются, что может привести к ошибке.

Таблица групп операций для бюджетных организаций

Для того, чтобы добиться соответствия этих кодов международных стандартам, относящимся к статистике госфинансов, Министерство финансов уточнило перечень кодов и порядок их использования, а также основные требования, которые распространяются на порядок формирования уточненного перечня. Таким образом, была составлена специализированная таблица с указанием точной расшифровки разных кодов.

Доходы (от 100 до 200)

В эту категорию входят любые статьи, относящиеся к проведению прибыльных операций:

  • прибыль из бюджета в соответствии с нормами законов по сборам и налогообложению;
  • прибыль от эксплуатации какого-либо имущества, принадлежащего государству;
  • прибыль от предоставления оплачиваемых услуг или проведения каких-либо работ;
  • прибыль от административных платежей, штрафов и всевозможных санкций;
  • безвозмездные перечисления от других участников бюджетной системы и компаний не из России;
  • вклады по обязательному социальному страхованию и пени по сделанным вкладам;
  • прибыль, полученная от сделок с активами;
  • другая неналоговая прибыль.

Расходы (от 200 до 300)

В данной группе отражаются любые виды затрат:

  • отчисления на зарплату;
  • выплата всевозможных взносов за услуги, включая транспортировку товаров, услуги связи, проведение коммунальных процедур, аренда какого-либо имущества и дальнейшее его применение;
  • обслуживание долга государства;
  • выплаты, которые безвозмездно делаются в пользу других учреждений;
  • взносы в бюджет, которые делаются на безвозмездной основе;
  • расходы на социальные выплаты;
  • другие виды расходов.

Поступление нефинансовых активов (от 300 до 400)

Образец расходы и поступления нефинансовых активов
Образец отражения расходов и поступления нефинансовых активов

Данная категория содержит в себе любые процедуры, связанные с получением и формированием нефинансовых активов:

  • расширение ценности основных средств, включая любые расходы получателей поддержки со стороны бюджета, бюджетные и самостоятельные организации, которые могут получать дополнительные суммы по выплатам с государственных контрактов или строительных договоров;
  • увеличение общего количества нематериальных ценностей, включая выплаты, которые проводятся в соответствии с заключенными соглашениями на покупку уникальных прав на результаты какой-либо интеллектуальной деятельности;
  • повышение ценности неизготовленного имущества путем расширения цены той собственности, которая не относится к категории производственных продуктов;
  • повышение ценности резерва организации.

Выбытие нефинансовых активов (от 400 до 500)

В данной группе включены любые статьи, относящиеся к реализации любых нефинансовых активов, и все они распределяются на четыре основных кода:

  • сокращение ценности основных средств, получение прибыли в процессе выбытия основных средств;
  • сокращение ценности нематериальных активов, получение прибыли в процессе сбыта нематериального имущества;
  • сокращение ценности непроизведенного имущества, получение прибыли в процессе сбыта еще не произведенной продукции;
  • сокращение ценности материального имущества, отражение прихода по выбытию материальных резервов.

Поступление финансовых активов (от 500 до 600)

В данной группе указываются статьи, которые относятся к приходу любых финансовых активов, включая:

  • Приход на бюджетный счет, указание увеличения количества остаточных средств организаций, которые относятся к системе бюджета.
  • Повышение стоимости ценных бумаг, не считая всевозможных акций и других документов, отражающих соучастие в капитале. Проведение операций, связанных с вложением средств во всевозможные ценные бумаги (не акции).
  • Рост ценности акций и других документов, подтверждающих соучастие в капитале. Расходы по вкладам, которые делаются в акты и другие формы ценных документов, а также на бюджетное инвестирование.
  • Увеличение задолженности по бюджетным кредитам. Проведение операций, связанных с выдачей займов из бюджета в пользу других бюджетов, юридических лиц или же правительств других стран.
  • Рост стоимости остальных финансовых активов. Вложение бюджетных средств в иные финансовые активы.

Выбытие финансовых активов (от 600 до 700)

В данной группе отражаются любые операции, которые касаются выбытия финансовых активов, включая следующие коды:

  • Выбытие с бюджетного счета. Сокращение остаточных бюджетных, включая также и те, которые были распределены на банковских депозитах.
  • Сокращение стоимости ценных бумаг за исключением акций или каких-либо других документов, имеющих отношение к формам участия. Отражение потока средств, полученных за счет реализации ценных бумаг.
  • Сокращение стоимости акций или других форм соучастия. Получение прибыли от продажи подобных ценных бумаг.
  • Сокращение задолженности по бюджетным кредитам и ссудам. Получение прибыли за счет погашения бюджетных займов.
  • Сокращение стоимости прочих финансовых активов, возвращение средств, полученных с прочих финансовых активов, включая также счета управляющей организации.

Увеличение обязательств (от 700 до 800)

Временное поддержание платежеспособности предприятия за счет увеличения обязательств
Временное поддержание платежеспособности предприятия за счет увеличения обязательств

В седьмой группе указывается всего две статьи, характеризующие проведение операций, связанных с увеличением обязательств:

Расширение внутреннего государственного долга Рост суммы внутреннего долга (получение займа, выставление на торги ценных бумаг, а также вовлечение других финансовых источников по причине нехватки бюджета).
Расширение внешнего государственного долга Повышение общего объема долговых обязательств государства посредством привлечения аналогичных источников финансирования.

Уменьшение обязательств (от 800)

В последнюю группу входят различные операции, направленные на сокращение обязательств учреждения, а именно:

  • сокращение внутреннего долга государства;
  • сокращение внешнего долга государства.

Классификация доходов бюджетов

На сегодняшний день КОСГУ больше не относится к стандартной двадцатизначной структуре. В связи с последними изменениями в законодательстве всем плательщикам нужно будет указывать другие виды кодов в различной документации.

Подвиды

Для того, чтобы уточнить приход средств по доходным кодам теперь нужно будет указывать специализированный подвид бюджетных доходов. В частности, это касается стандартной и аналитической групп. Министерство финансов должно будет окончательно утвердить коды аналитической группы, приведя их в полное соответствие со всеми видами бюджетной прибыли.

Общий список подвидов указывается в отдельном приложении №11, которое было составлено к Указаниям об использовании данной классификации.

Если администрирование прибыли осуществляется в соответствии с определенным кодом классификации бюджетных доходов и использованием детализированных значений группы, в процессе составления отчетности после названия и кода в скобках нужно будет указать его наименование.

Аналитическая группа доходов

Данная аналитическая группа представляет собой группировку прибыли, полученной в процессе проведения целого ряда финансовых операций, и включает в себя всего две основные группы – 100 (Доходы) и 400 (Выбытие нефинансовых активов). При этом стоит отметить тот факт, что данная аналитическая группа также была подробно детализирована всевозможными статьями и подстатьями.

Помимо вышеуказанных статей, стоит отметить две подстатьи:

Подстатья 152 Средства, поступающие от наднациональных учреждений и иностранных правительств.
Подстатья 153 Средства, поступающие от международных финансовых компаний.

Сопоставительная таблица видов расходов

Виды расходов КОСГУ
Код Описание Код Описание
111 Фонд оплаты труда 211 Зарплата
112 Прочие выплаты персоналу организаций 222, 262 и 290 Транспортные услуги, социальная помощь гражданам и другие расходы
113 Прочие выплаты, за исключением фонда оплаты труда и различным лицам, которые привлекаются государством для реализации определенных задач 290 Другие расходы
119 Взносы на обязательное социальное страхование и внесение выплат по оплате труда сотрудников и другие выплаты 213 и 262 Начисление зарплаты и социальной помощи гражданам
131 Довольствие армейским служащим и работникам со специальными званиями 211 Зарплата
133 Расходы, которые требуются для всевозможных выплат армейским служащим и работникам со специальными званиями 212 и 262 Другие выплаты и социальная поддержка граждан
134 Другие выплаты работникам со специальными званиями 212, 262 и 290 Другие выплаты, другие расходы, а также социальная поддержка граждан
139 Взносы в сфере социального страхования и выплаты зарплаты всем лицам, которые находятся на должности стажера 213 и 262 Начисления зарплаты и социальной поддержки граждан
221 Предоставление нужных горюче-смазочных материалов и специализированного топлива 222, 224, 225, 226, 290, 310 и 340 Транспортные услуги, оплата эксплуатации имущества, работы, необходимые для содержания имущества, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, а также рост ценности материальных запасов
222 Предоставление нужных горюче-смазочных материалов и специализированного топлива не по оборонному заказу государства 222, 224, 225, 226, 290, 310 и 340 Транспортные услуги, оплата эксплуатации имущества, работы, необходимые для содержания имущества, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, а также рост ценности материальных запасов
223 Предоставление продовольствия по оборонному заказу государства 222, 224, 225, 226, 290, 310 и 340 Транспортные услуги, оплата эксплуатации имущества, работы, необходимые для содержания имущества, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, а также рост ценности материальных запасов
224 Предоставление продовольствия вне пределов оборонного заказа государства 222, 224, 225, 226, 290, 310 и 340 Транспортные услуги, оплата эксплуатации имущества, работы, необходимые для содержания имущества, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, а также рост ценности материальных запасов
225 Обеспечение имуществом в пределах оборонного заказа государства 222, 224, 225, 226, 290, 310 и 340 Транспортные услуги, оплата эксплуатации имущества, работы, необходимые для содержания имущества, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, а также рост ценности материальных запасов
226 Обеспечение имуществом вне пределов оборонного заказа государства 222, 224, 225, 226, 290, 310 и 340 Транспортные услуги, оплата эксплуатации имущества, работы, необходимые для содержания имущества, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, а также рост ценности материальных запасов
241 НИОКР 226, 290, 320 и 340 другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости нематериальных активов, а также рост ценности материальных запасов
243 Покупка каких-либо услуг, товаров или работ для проведения капитального ремонта имущества государства 222, 224, 225, 226, 290, 310 и 340 Транспортные услуги, оплата эксплуатации имущества, работы, необходимые для содержания имущества, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, а также рост ценности материальных запасов
244 Покупка работ, услуг или товаров, необходимых для обеспечения нужд государства 221, 222, 224, 225, 226, 290, 310, 340 и 530 Услуги связи, транспортные услуги, оплата эксплуатации имущества, работы, необходимые для содержания имущества, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, а также рост ценности материальных запасов, рост стоимости акций и других видов участия в капитале
245 Покупка какой-либо товарной продукции, необходимых для нужд органов государства в сфере картографии и геодезии, не относящееся к государственному заказу 220, 310, 320 и 340 Оплата всевозможных услуг и работ, рост ценности основных средств, рост ценности нематериальных активов, рост ценности материальных запасов
321 Всевозможные компенсации, пособия и другие социальные выплаты за исключением нормативных обязательств 262 и 263 Социальная поддержка граждан, а также всевозможные пособия или пенсионные выплаты, которые выдаются компаниям, работающим в сфере государственного управления
323 Покупка всевозможной продукции, услуг или товаров, предназначенных для социального обеспечения граждан 220 и 300 Оплата услуг и работ, поступление нефинансовых активов
340 Стипендии 290 Другие затраты
350 Гранты и премии 290 Другие затраты
360 Другие выплаты гражданам 262 Социальная поддержка граждан
411 Инвестиции из бюджета на покупку различной недвижимости в федеральную собственность по оборонному заказу государства 222, 226, 290, 310, 330 и 340 Транспортные услуги, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, рост ценности непроизведенных активов, а также рост ценности материальных запасов
412 Инвестиции из бюджета на покупки различной недвижимости в собственность государства 222, 226, 290, 310, 330 и 340 Транспортные услуги, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, рост ценности непроизведенных активов, а также рост ценности материальных запасов
413 Инвестиции из бюджета в объекты капитального строительства по оборонному заказу государства 222, 224, 226, 290, 310, 330 и 340 Транспортные услуги, оплата аренды за эксплуатацию имущества, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, рост ценности непроизведенных активов, а также рост ценности материальных запасов
414 Инвестиции из бюджета в капитальное строительство муниципальной собственности 222, 224, 226, 290, 310, 330 и 340 Транспортные услуги, оплата аренды за эксплуатацию имущества, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, рост ценности непроизведенных активов, а также рост ценности материальных запасов
416 Вложения капитала на покупку недвижимости различными муниципальными учреждениями 226, 290, 310 и 330 Другие услуги и работы, другие затраты, рост ценности основных средств, рост ценности непроизведенных активов
417 Вложения капитала на возведение недвижимости муниципальными организациями 222, 224, 226, 290, 310, 330 и 340 Транспортные услуги, оплата аренды за эксплуатацию имущества, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, рост ценности непроизведенных активов, а также рост ценности материальных запасов
613 Гранты в виде субсидии в пользу бюджетных организаций 241 Безвозмездные переводы в пользу муниципальных и государственных учреждений
623 Гранты в виде субсидии в пользу автономных организаций 241 Безвозмездные переводы в пользу муниципальных и государственных учреждений
630 Субсидии в пользу некоммерческих компаний 242 Безвозмездные переводы компаниям, е являющимся собственностью государственных или муниципальных органов
810 Субсидии, выплачиваемые частным предпринимателям, юридическим или физическим лицам, которые занимаются предоставлением услуг, выполнением работ или производством товарной продукции 242 Безвозмездные переводы компаниям, е являющимся собственностью государственных или муниципальных органов
831 Выполнение судебных актов и мировых договоров, связанных с компенсацией вреда, который был нанесен по причине незаконной деятельности государственных органов или отдельных должностных лиц 290 Другие затраты
851 Оплата земельного налога и налога на имущество компаний 290 Другие затраты
852 Оплата других сборов и налогов 290 Другие затраты
853 Оплата других платежей 231, 241, 242, 253, 290 и 530 Обслуживание внутренней задолженности, безвозмездные переводы средств в пользу муниципальных и государственных компаний, безвозмездные перечисления негосударственным компаниям, перечисления международным компаниям, другие затраты и рост ценности акций и других форм участия в капитале
862 Взносы в международные компании 253 Перечисления международным компаниям
863 Платежи, которые помогают добиться реализации условий договоров, заключенных с иностранными правительствами или международными компаниями 252 и 253 Перечисления в пользу наднациональных организаций или иностранных правительств, перечисления международным компаниям
000   273 Чрезвычайные расходы по различным операциям с активами

buhuchetpro.ru

Коды КОСГУ: раскрытие термина и понятия

КОСГУ является аббревиатурой и расшифровывается как классификатор операций сектора государственного управления. В его основе лежит таблица с кодами, каждый из которых содержит в себе достаточно полную информацию о совершенной операции. Код содержит двадцать знаков, но государственные учреждения должны обращать внимание только на три последних знака. Читайте также статью: → «Коды заболеваний в больничном листе»

Данные коды являются классификатором доходов и расходов государственных организации и до недавнего времени они использовались при оплате для идентификации расходов. Но уже больше года для целей оплаты и проведения процедуры закупок их не используют, но государственные учреждения их применяют в рамках внутреннего учета, в том числе бухгалтерского, а также при составлении отчетности.

Порядок применения классификатора операций

В бухгалтерии любого государственного учреждения можно найти таблицу с кодами операций, которые применяются практически ко всем бухгалтерским проводкам, связанным непосредственно с основной деятельностью предприятия. В классификаторе все операции сгруппированы по единому принципу в зависимости от экономического содержания. При этом каждая группа имеет более детальную классификацию (разбита на подстатьи) для доходов, расходов и бюджетного финансирования. Это упрощает процесс ведения учета и составления отчетности.

На законодательном уровне утверждены восемь основных групп, они представляют собой очень укрупненные статьи, которые дают общее понимание совершенной или планируемой операции. Значение таких групп определяются первой цифрой их трех.

Код Наименование Описание
100 Доходы В данной группе отражаются все доходы, связанные с непосредственной деятельностью учреждения
200 Расходы В данной группе отражаются все расходы, связанные с непосредственной деятельностью учреждения
300 Увеличение нефинансовых активов В данной группе отражаются операции, связанные с поступлением активов, несвязанных с производственной деятельностью
400 Уменьшение нефинансовых активов В данной группе отражаются операции, связанные с выбытием активов, несвязанных с производственной деятельностью
500 Увеличение финансовых активов В данной группе отражаются операции, связанные с поступлением активов, таких как вклады, чеки, наличные деньги, обязательства других организаций перед данным учреждением и т.д.
600 Уменьшение финансовых активов В данной группе отражаются операции, связанные с выбытием активов, таких как вклады, чеки, наличные деньги, обязательства других организаций перед данным учреждением и т.д.
700 Увеличение обязательств В данной группе отражаются операции, связанные с увеличением обязательств учреждения
800 Уменьшение обязательств В данной группе отражаются операции, связанные с погашением обязательств учреждения

Детализация кодов классификаций операций

Перечисленные выше статьи имеют достаточно укрупненное значение, поэтому на практике для удобства планирования используют более детализированный список статей. Данная детализация происходит уже по второму знаку из последних трех в коде. Детализация происходит по основным направлениям ведения деятельности для доходов (также существует статья для учета прочих доходов), при этом данные статьи могут детализироваться при необходимости и по третьему знаку, чтобы разделить виды доходов:

110 – Группа, определенная для налоговых доходов бюджетной организации, которые перечисляются налоговыми агентами в установленные сроки и в размере, исчисленном в рамках  налогового законодательства;

130 – Группа доходов от платных услуг, оказываемых государственным учреждением населению и другими организациям;

160 – Группа доходов от перечисления страховых взносов, установленных налоговым законодательством;

180 – Группа прочих расходов, определенная для всех расходов которые не попали в предыдущие статьи.

Аналогичная детализация предусмотрена и по остальным группам, в том числе и расходам государственного учреждения. До недавнего времени данные коды в части определения расходов использовались при формировании плана по закупкам:

210 – Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников данного государственного учреждения, при этом данная статья также имеет детализацию по третьему знаку;

211 – Расходы, связанные с оплатой труда сотрудников, где учитываются все расходы, которые, так или иначе, связанны с данным направлением расходования средств государственного учреждения, кроме страховых взносов и все прочих расходов определенных налоговым законодательством;

213 – Расходы, связанные с оплатой труда сотрудников, которые не попали в предыдущую статью, которые включают все перечисления в бюджетные фонды и налоговые обязательства;

220 – Группа предназначена для учета всех расходов по приобретенным работам, услугам, аренде и т.д. При этом, как и остальные группы, данная группа расходов имеет детализацию по третьему знаку;

260 – Расходы на социальное обеспечение населения, которые включают пенсии, медицинские, страховые и прочие пособия, а также прочие обязательства бюджетных учреждений перед населением;

290 – Группа прочих расходов, которые по объективным причинам не попали в предыдущие статьи, при этом данная статья расходов должна быть не больше десяти процентов от общей суммы расходов.

Нормативно-правовые акты, регулирующие КОСГУ

В таблице рассмотрены правовые акты:

Наименование законодательного акта Номер Описание
Бюджетный кодекс Статьи 18 – 23.1 Данные статьи регулируют применение классификаторов в государственных организациях
Приказ Министерства Финансов от 01.07.2013 65 Данный законодательный акт разъясняет применение классификаторов государственными учреждениями

Применение классификатора операций в работе государственных учреждений

Как уже говорилось выше, данный классификатор применяется в государственных учреждениях в нескольких случаях:

  1. В бухгалтерском учете и отчетности для ведения и контроля всей внутренней деятельности учреждения, а также для статистики государственных финансов;
  2. При оплате, в процессе заполнения платежного поручения указывается соответствующий код операции и назначения платежа;
  3. В плане закупок, при формировании плана по закупкам по каждой позиции расходов присваивается конкретный код из классификатора.

При этом необходимо уточнить, что два последних пункта уже больше года не актуальны, для них используются классификатор расходов. При этом все учреждения получили необходимую таблицу соответствия старых кодов и новых, чтобы упростить переход. Читайте также статью: → «Форма КС-11 Акт приемки законченного строительством объекта»

Коды видов расходов как альтернатива КОСГУ

В начале 2016 года произошли изменения инициированные Министерством финансов, которое определило новую систему классификации для указания назначения платежа в платежном поручении и составлении плана по закупкам в целях формирования планового бюджета для организаций, занятых в государственном секторе. В настоящее для данных целей применяется коды видов расходов. При этом данная новая система предусматривает более развернутую детализацию по некоторым статьям.

Код КВР Описания Код КОСГУ Описания
110 Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников казенных учреждений 210 Группа,  определенная для всех расходов, связанных с заработной платой и другими выплатами персоналу
120 Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников государственных (муниципальных) учреждений
130 Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны
140 Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников государственных внебюджетных фондов
244 Прочее приобретение различных товаров, работ, услуг 221 Расходы на услуги связи и телекоммуникаций
222 Расходы на услуги связанные с перевозками
223 Расходы на услуги коммунальных служб
290 Прочие расходы

КОСГУ в платежном поручении

При перечислении сумм по налоговым обязательствам и страховым взносам налоговый плательщик обязан указывать в платежном поручении корректный код КОСГУ, который привязан к каждому отдельному виду налога и конкретной бюджетной организации, которая является получателем данной суммы в качестве дохода. Это также важно, как и другие данные, которые необходимо внести в платежное поручение. Данные коды используются для ведения учета, это значит, что сам по себе код не окажет влияние на время и процесс перечисления, но займет время в самой бюджетной организации для корректной идентификации платежа. Читайте также статью: → «Буквенные обозначения в табеле учета рабочего времени»

Типовые ошибки применения КОСГУ

Ошибка № 1. Искажение статистических данных

Неправильный код из классификатора в конечном итоге приведет к ошибкам отражения операций в бухгалтерском учете организации, а также к искажению статистических данных при составлении отчетности. Существующая система классификации достаточно проста и прозрачна, поэтому если у плательщика есть какие вопросы с определением кода, то его всегда можно уточнить непосредственно в структурном отделении учреждения, в которое должны быть перечислены средства.

Ошибка № 2. Формирование плана закупок

Составления плана закупок – это, наверное, сама непростая и кропотливая работа для любого государственного учреждения. Это обусловлено жестким контролем со стороны проверяющих органов власти именно данного аспекта деятельности учреждений. Любая ошибка в сформированном плане (некорректный код операций) может привести к тому, что он не будет согласован, а это может повлечь за собой множество проблем, главная из которых неполучение своевременно бюджетных средств на погашение существующих обязательств.

Ошибка № 3. Оплата посредством применения онлайн систем

В наше время активно уменьшается необходимость покидать офис или дом для погашения своих обязательств, для этого необходимо просто воспользоваться онлайн порталом государственной службы и совершать оплату через онлайн приложение банка. Но никогда нельзя забывать о том, что даже в этом случае всегда надо проверять корректность всех реквизитов и кодов из классификатора для предотвращения возможных ошибок, а также задержек перечисления денежных средств и идентификации платежа.

Распространенные вопросы и ответы на них

Вопрос № 1. По какому коду КОСГУ необходимо платить НДС?

Ответ: При формировании платежного поручения все реквизиты назначения платежа в первую очередь необходимо уточнить в соответствующей налоговой службе, чтобы избежать возможности совершения ошибок. Для налоговых платежей предусмотрен код 130 – это налоговые доходы бюджетных организаций.

Вопрос № 2. Существуют ли штрафные санкции за некорректную увязку кодов КОСГУ и КВР?

Ответ: Все возможные комбинации соответствии двух классификацией, утверждены на законодательном уровне. Необходимо четко понимать, что данные коды применяются в бухгалтерском учете каждого конкретного государственного учреждения, а это значит, что некорректный код может привести к искажению данных учета. Такие нарушения, безусловно, могут привести к применению штрафных санкций.

Вопрос № 3. Существуют ли ограничения по применению кодов?

Ответ: Да, некоторые коды являются достаточно специфичными и соответственно актуальны только для конкретных учреждений. Любые изменения или пояснения по применению классификаторов регулярно на своем официальном сайте публикует Министерство Финансов, поэтому за всеми уточнениями лучше обращаться туда.

online-buhuchet.ru

УЗИ печени

Одним из наиболее важных параметров является размер печени и границы. При этом учитываются такие факторы, как возраст, пол, комплекция. У мужчин, как правило, этот орган больше и по объему, и по массе, у женщин — меньше. Обычно, измеряются отдельно правая и левая доли.

Размеры печени у взрослых:

  • толщина правой доли 11–13 см;
  • вертикальный косой размер правой доли (КВР) до 15 см;
  • длина правой доли 11–15 см;
  • толщина левой доли приблизительно 7 см;
  • высота (кранио-каудальный размер, ККР) левой доли около 10 см;
  • длина всей печени 14–18 см;
  • ширина 20–22,5 см;
  • сагиттальный размер 9–12 см;

Размеры печени у детей отличаются от таких у взрослых, так как детский орган гораздо меньше и находится в процессе роста. Размеры печени у детей:

  • длина правой доли в возрасте 1 год- 6 см, левой- 4 см;
  • длина правой доли к 15 годам- 10 см, левой — до 5 см.

Даже небольшое отклонение от нормальных размеров и границ органа уже является патологией и означает наличие воспалительного процесса (вызванного, например, гепатитом), застоя или ранней стадии цирроза. Если увеличение носит локальный характер, то это может свидетельствовать о появлении опухоли, метастазов или кист, спровоцированных паразитами.

Равномерное увеличение всего органа с сохранением однородности структуры не всегда означает наличие серьезного заболевания. Нередко это связано с употреблением лекарственных препаратов (прохождение курса медикаментозного лечения) или наличием вредных привычек (частое употребление алкоголя, курение). После прекращения действия этих факторов размеры могут нормализоваться.

Если увеличение железы сопровождается уплотнением ткани, то высокая вероятность протекания воспалительного процесса, вызванного вирусом (при гепатите). Когда удается выявить увеличение органа, неоднородность печеночной ткани, наличие пятен и измененных структур, то велика вероятность цирротических изменений.

Что же такое КВР на УЗИ печени?

УЗИ

Эта аббревиатура иногда вызывает вопросы у пациентов, поэтому постараемся разобраться, что за ней скрывается. Чаще всего для диагностики заболеваний печени врачи используют данные ее косого внутреннего размера (КВР). Нормальные его показатели, как писалось, выше, не должны превышать 15 см. Данные и расшифровка КВР, особенно правой доли печени, очень важны для дальнейшей диагностики.

Увеличение этого параметра свидетельствует о наличие гепатомегалии.

Определить такой симптом можно с точностью до 90% по этому показателю. Если же КВР печени у вас в норме, то это не гарантирует отсутствия патологии печени — нужно оценивать все показатели УЗИ в комплексе.

Контуры и структура ткани

Кроме длины или ширины печени, немаловажную роль в диагностике играет внешние показатели: четкость контуров, однородность структуры и даже углы. В частности, нормальными считаются четкие, ровные контуры органа по всему периметру, с углами в области левой доли 45 и правой не более 75 градусов. Поверхность должна быть гладкой, ровной, края острыми. Структура ткани должна быть однородной.

Изменение плотности (эхогенности) может свидетельствовать о наличии серьезной патологии. В частности, такое явление наблюдается при циррозе.

Также наличие бугорков на поверхности органа или неоднородных включений в глубине ткани является отклонением от нормы и может означать развитие онкологии (метастазы) или поражение печени паразитами (эхинококк). Но для более точной диагностики таких процессов нужны дополнительные исследования.

Если в описании УЗИ указано такое явление, как светлая печень, то этот симптом характерен для ранних этапов гепатита.

Несколько слов о сосудах печени. Для точного исследования имеет значение диаметр нижней полой вены, который не должен превышать 15 мм. Портальная или воротная вена впадает в ворота печени, а ее просвет увеличивается от периферии.

Состояние желчного пузыря и протоков

Врач делает узи

Поскольку функционирование печени тесно связано с работой желчного пузыря, описание его состояния является обязательным пунктом при ультразвуковом исследовании. В здоровом органе не должно быть изменений стенок и границ пузыря.

Продольная величина желчного пузыря около 5–7 см, с толщиной стенок не более 2–3 мм. Если размер желчного пузыря меньше нормы, то, возможно, развивается дискинезия. Увеличенный желчный пузырь свидетельствует об избытке желчи. Наличие внутри небольшого количества желчи является нормой, при условии, что она однородной консистенции. Осадок в желчном говорит о начале желчнокаменной болезни, который со временем может превратиться в камни. Иногда внутри пузыря могут быть полипы.

В процессе исследования желчевыводящих протоков обычно учитывают их диаметр, который не должен превышать 6–9 мм.

Превышение этого показателя может свидетельствовать о застойных явлениях желчи. Также иногда наблюдаются сужения протоков, перетяжки или кисты. Такие аномалии часто носят врожденный характер и не нуждаются в специальном лечении, при условии, что они не мешают нормальному функционированию органа.

Важно понимать, что после проведения УЗИ печени расшифровка специалистом необходима. Сравнение нормальных показателей и полученных во время обследования данных может дать только общее представление о состоянии печени. Опытный врач, сопоставив все факты, сможет не только правильно определить заболевание, но и назначить курс лечения.

moyapechen.ru