Что такое квр


При диагностике заболеваний печени наиболее распространенным методом является ультразвуковое исследование. Во время УЗИ изучаются такие параметры, как размеры печени, состояние желчных протоков и крупных кровеносных сосудов. Также уделяется внимание структуре ткани, состоянию контуров и наличию включений патологического характера.

Анализ полученных данных лучше всего может сделать опытный врач. Однако, зная нормальные показатели состояния печени можно самостоятельно сравнить их с результатами УЗИ и сделать определенные выводы.

УЗИ печени

Одним из наиболее важных параметров является размер печени и границы. При этом учитываются такие факторы, как возраст, пол, комплекция. У мужчин, как правило, этот орган больше и по объему, и по массе, у женщин — меньше. Обычно, измеряются отдельно правая и левая доли.

Размеры печени у взрослых:

  • толщина правой доли 11–13 см;
  • вертикальный косой размер правой доли (КВР) до 15 см;
  • длина правой доли 11–15 см;
  • толщина левой доли приблизительно 7 см;
  • высота (кранио-каудальный размер, ККР) левой доли около 10 см;
  • длина всей печени 14–18 см;
  • ширина 20–22,5 см;
  • сагиттальный размер 9–12 см;

Размеры печени у детей отличаются от таких у взрослых, так как детский орган гораздо меньше и находится в процессе роста. Размеры печени у детей:

  • длина правой доли в возрасте 1 год- 6 см, левой- 4 см;
  • длина правой доли к 15 годам- 10 см, левой — до 5 см.

Даже небольшое отклонение от нормальных размеров и границ органа уже является патологией и означает наличие воспалительного процесса (вызванного, например, гепатитом), застоя или ранней стадии цирроза. Если увеличение носит локальный характер, то это может свидетельствовать о появлении опухоли, метастазов или кист, спровоцированных паразитами.

Равномерное увеличение всего органа с сохранением однородности структуры не всегда означает наличие серьезного заболевания. Нередко это связано с употреблением лекарственных препаратов (прохождение курса медикаментозного лечения) или наличием вредных привычек (частое употребление алкоголя, курение). После прекращения действия этих факторов размеры могут нормализоваться.

Если увеличение железы сопровождается уплотнением ткани, то высокая вероятность протекания воспалительного процесса, вызванного вирусом (при гепатите). Когда удается выявить увеличение органа, неоднородность печеночной ткани, наличие пятен и измененных структур, то велика вероятность цирротических изменений.

Что же такое КВР на УЗИ печени?


Эта аббревиатура иногда вызывает вопросы у пациентов, поэтому постараемся разобраться, что за ней скрывается. Чаще всего для диагностики заболеваний печени врачи используют данные ее косого внутреннего размера (КВР). Нормальные его показатели, как писалось, выше, не должны превышать 15 см. Данные и расшифровка КВР, особенно правой доли печени, очень важны для дальнейшей диагностики.

Увеличение этого параметра свидетельствует о наличие гепатомегалии.

Определить такой симптом можно с точностью до 90% по этому показателю. Если же КВР печени у вас в норме, то это не гарантирует отсутствия патологии печени — нужно оценивать все показатели УЗИ в комплексе.

Контуры и структура ткани

Кроме длины или ширины печени, немаловажную роль в диагностике играет внешние показатели: четкость контуров, однородность структуры и даже углы. В частности, нормальными считаются четкие, ровные контуры органа по всему периметру, с углами в области левой доли 45 и правой не более 75 градусов. Поверхность должна быть гладкой, ровной, края острыми. Структура ткани должна быть однородной.

Изменение плотности (эхогенности) может свидетельствовать о наличии серьезной патологии. В частности, такое явление наблюдается при циррозе.


Также наличие бугорков на поверхности органа или неоднородных включений в глубине ткани является отклонением от нормы и может означать развитие онкологии (метастазы) или поражение печени паразитами (эхинококк). Но для более точной диагностики таких процессов нужны дополнительные исследования.

Если в описании УЗИ указано такое явление, как светлая печень, то этот симптом характерен для ранних этапов гепатита.

Несколько слов о сосудах печени. Для точного исследования имеет значение диаметр нижней полой вены, который не должен превышать 15 мм. Портальная или воротная вена впадает в ворота печени, а ее просвет увеличивается от периферии.

Состояние желчного пузыря и протоков

Поскольку функционирование печени тесно связано с работой желчного пузыря, описание его состояния является обязательным пунктом при ультразвуковом исследовании. В здоровом органе не должно быть изменений стенок и границ пузыря.

Продольная величина желчного пузыря около 5–7 см, с толщиной стенок не более 2–3 мм. Если размер желчного пузыря меньше нормы, то, возможно, развивается дискинезия. Увеличенный желчный пузырь свидетельствует об избытке желчи. Наличие внутри небольшого количества желчи является нормой, при условии, что она однородной консистенции. Осадок в желчном говорит о начале желчнокаменной болезни, который со временем может превратиться в камни. Иногда внутри пузыря могут быть полипы.


В процессе исследования желчевыводящих протоков обычно учитывают их диаметр, который не должен превышать 6–9 мм.

Превышение этого показателя может свидетельствовать о застойных явлениях желчи. Также иногда наблюдаются сужения протоков, перетяжки или кисты. Такие аномалии часто носят врожденный характер и не нуждаются в специальном лечении, при условии, что они не мешают нормальному функционированию органа.

Важно понимать, что после проведения УЗИ печени расшифровка специалистом необходима. Сравнение нормальных показателей и полученных во время обследования данных может дать только общее представление о состоянии печени. Опытный врач, сопоставив все факты, сможет не только правильно определить заболевание, но и назначить курс лечения.

Таблица соответствия КВР и КОСГУ на 2018 год


Расшифровка КОСГУ

Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ) – классификация операций публично-правовых образований. КОСГУ группирует операции в зависимости от их экономического содержания и состоит из следующих групп:

Группы детализированы по статьям КОСГУ: 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)», 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда», 220 «Оплата работ, услуг», 290 «Прочие расходы», 310 «Увеличение стоимости основных средств» и т. д.

Некоторые из статей разбиты на подстатьи КОСГУ: 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», , 226 «Прочие работы, услуги», и др.

Статьи (подстатьи) КОСГУ едины для всех уровней бюджетов (ст. 23.1 БК РФ, раздел I указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Кроме того, некоторые статьи КОСГУ учреждения могут дополнительно детализировать в части третьего разряда. Это относится к кодам:

  • 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»;
  • 180 «Прочие доходы»;
  • 290 «Прочие расходы»;
  • 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
  • 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»;
  • 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

В частности, к статье КОСГУ 130 можно предусмотреть детализацию по видам оказываемых услуг (131, 132, 133 и т. д.). К статье КОСГУ 180 по видам безвозмездных поступлений: гранты, пожертвования, поступления нефинансовых активов (181, 182, 183 и т. д.).

Приказом  Минфина России от 01.04.2016 № 38н расширен перечень статей КОСГУ для дополнительной детализации (120 «Доходы от собственности», 140 «Суммы принудительного изъятия», 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов» 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»),

Поскольку теперь оплата расходов проходит не по КОСГУ, а по коду видов расходов (КВР), то Минфин России довел до учреждений сопоставительную таблицу КВР и КОСГУ, которая также размещена на официальном сайте Минфина РФ. 

КВР для бюджетных и автономных учреждений: расшифровка

Коды видов расходов (КВР) детализируют направления расходов по целевым статьям классификации расходов:

  • госорганов,
  • органов управления государственными внебюджетными фондами,
  • местного самоуправления,
  • администраций,
  • казенных учреждений,
  • других организаций, которые наделены полномочиями получателей бюджетных средств (ПБС),
  • государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Минфин России уточнил КВР для бюджетных и автономных учреждений (письмо от 15 марта 2016 года № 02-05-11/14269). Они могут применять такие коды:


  • на зарплату и другие выплаты сотрудникам – КВР 111, 112, 113, 131, 133, 134;
  • на страховые взносы и выплату пособий за счет ФСС России – КВР 119;
  • на закупку товаров, работ, услуг – КВР 220, 240 (кроме КВР 242);
  • на социальные выплаты гражданам – КВР 321 или приобретение товаров, работ, услуг для соцобеспечения – КВР 323;
  • на стипендии – КВР 340, премии, гранты отдельным гражданам – КВР 350, иные выплаты населению – КВР 360;
  • на капвложения: в рамках переданных полномочий – КВР 410, 416, в строительство недвижимости – КВР 417;
  • на исполнение судебных актов – КВР 831;
  • на уплату налогов, сборов и иных платежей – КВР 850;
  • на взносы в международные организации – КВР 862, а также платежи по соглашениям с правительствами иностранных государств и международными организациями – КВР 863.

Соответствие КВР и кодов КОСГУ, часто используемых бюджетными учреждениямм подробнее читайте в журнале →

Расшифровка термина

КОСГУ – это классификация операций сектора государственного управления.

Достаточно часто возникает необходимость в том, чтобы определенные расходов или доходов соотнести к соответствующим кодам КОСГУ. Таким образом, используя определенные коды, появляется возможность быстро указать определенный перечень видов деятельности при оформлении тех или иных документов, что существенно упрощает процедуру их составления.


Когда и где используется код КОСГУ

Начиная с 01.01.2016 статус КОСГУ перетерпел существенные изменения в действующем законодательстве, так как на сегодняшний день эти коды уже не используются в процессе оплаты, хоть по-прежнему установлены для ведения отчетности и бухгалтерского учета. Непосредственную оплату с 2018 года нужно производить по кодам видов расходов, причем данное правило распространяется не только на казенные, но и на автономные или бюджетные учреждения.

Помимо этого, правила использования КОСГУ значительно изменились касательно командировочных расходов, а также доходов от получения субсидий для выполнения государственных заданий.

Таким образом, при оформлении всевозможных планов-графиков там, где ранее указывался КОСГУ, теперь нужно ставить КВР. При этом участники закупочного процесса должны внимательно ознакомиться с сопоставительной таблицей этих кодов, так как классификаторы в них несколько отличаются, что может привести к ошибке.

Таблица групп операций для бюджетных организаций

Для того, чтобы добиться соответствия этих кодов международных стандартам, относящимся к статистике госфинансов, Министерство финансов уточнило перечень кодов и порядок их использования, а также основные требования, которые распространяются на порядок формирования уточненного перечня. Таким образом, была составлена специализированная таблица с указанием точной расшифровки разных кодов.

Доходы (от 100 до 200)

В эту категорию входят любые статьи, относящиеся к проведению прибыльных операций:


  • прибыль из бюджета в соответствии с нормами законов по сборам и налогообложению;
  • прибыль от эксплуатации какого-либо имущества, принадлежащего государству;
  • прибыль от предоставления оплачиваемых услуг или проведения каких-либо работ;
  • прибыль от административных платежей, штрафов и всевозможных санкций;
  • безвозмездные перечисления от других участников бюджетной системы и компаний не из России;
  • вклады по обязательному социальному страхованию и пени по сделанным вкладам;
  • прибыль, полученная от сделок с активами;
  • другая неналоговая прибыль.

Расходы (от 200 до 300)

В данной группе отражаются любые виды затрат:

  • отчисления на зарплату;
  • выплата всевозможных взносов за услуги, включая транспортировку товаров, услуги связи, проведение коммунальных процедур, аренда какого-либо имущества и дальнейшее его применение;
  • обслуживание долга государства;
  • выплаты, которые безвозмездно делаются в пользу других учреждений;
  • взносы в бюджет, которые делаются на безвозмездной основе;
  • расходы на социальные выплаты;
  • другие виды расходов.

Поступление нефинансовых активов (от 300 до 400)

Образец отражения расходов и поступления нефинансовых активов

Данная категория содержит в себе любые процедуры, связанные с получением и формированием нефинансовых активов:

  • расширение ценности основных средств, включая любые расходы получателей поддержки со стороны бюджета, бюджетные и самостоятельные организации, которые могут получать дополнительные суммы по выплатам с государственных контрактов или строительных договоров;
  • увеличение общего количества нематериальных ценностей, включая выплаты, которые проводятся в соответствии с заключенными соглашениями на покупку уникальных прав на результаты какой-либо интеллектуальной деятельности;
  • повышение ценности неизготовленного имущества путем расширения цены той собственности, которая не относится к категории производственных продуктов;
  • повышение ценности резерва организации.

Выбытие нефинансовых активов (от 400 до 500)

В данной группе включены любые статьи, относящиеся к реализации любых нефинансовых активов, и все они распределяются на четыре основных кода:

  • сокращение ценности основных средств, получение прибыли в процессе выбытия основных средств;
  • сокращение ценности нематериальных активов, получение прибыли в процессе сбыта нематериального имущества;
  • сокращение ценности непроизведенного имущества, получение прибыли в процессе сбыта еще не произведенной продукции;
  • сокращение ценности материального имущества, отражение прихода по выбытию материальных резервов.

Поступление финансовых активов (от 500 до 600)

В данной группе указываются статьи, которые относятся к приходу любых финансовых активов, включая:

  • Приход на бюджетный счет, указание увеличения количества остаточных средств организаций, которые относятся к системе бюджета.
  • Повышение стоимости ценных бумаг, не считая всевозможных акций и других документов, отражающих соучастие в капитале. Проведение операций, связанных с вложением средств во всевозможные ценные бумаги (не акции).
  • Рост ценности акций и других документов, подтверждающих соучастие в капитале. Расходы по вкладам, которые делаются в акты и другие формы ценных документов, а также на бюджетное инвестирование.
  • Увеличение задолженности по бюджетным кредитам. Проведение операций, связанных с выдачей займов из бюджета в пользу других бюджетов, юридических лиц или же правительств других стран.
  • Рост стоимости остальных финансовых активов. Вложение бюджетных средств в иные финансовые активы.

Выбытие финансовых активов (от 600 до 700)

В данной группе отражаются любые операции, которые касаются выбытия финансовых активов, включая следующие коды:

  • Выбытие с бюджетного счета. Сокращение остаточных бюджетных, включая также и те, которые были распределены на банковских депозитах.
  • Сокращение стоимости ценных бумаг за исключением акций или каких-либо других документов, имеющих отношение к формам участия. Отражение потока средств, полученных за счет реализации ценных бумаг.
  • Сокращение стоимости акций или других форм соучастия. Получение прибыли от продажи подобных ценных бумаг.
  • Сокращение задолженности по бюджетным кредитам и ссудам. Получение прибыли за счет погашения бюджетных займов.
  • Сокращение стоимости прочих финансовых активов, возвращение средств, полученных с прочих финансовых активов, включая также счета управляющей организации.

Увеличение обязательств (от 700 до 800)

Временное поддержание платежеспособности предприятия за счет увеличения обязательств

В седьмой группе указывается всего две статьи, характеризующие проведение операций, связанных с увеличением обязательств:

Расширение внутреннего государственного долга Рост суммы внутреннего долга (получение займа, выставление на торги ценных бумаг, а также вовлечение других финансовых источников по причине нехватки бюджета).
Расширение внешнего государственного долга Повышение общего объема долговых обязательств государства посредством привлечения аналогичных источников финансирования.

Уменьшение обязательств (от 800)

В последнюю группу входят различные операции, направленные на сокращение обязательств учреждения, а именно:

  • сокращение внутреннего долга государства;
  • сокращение внешнего долга государства.

Классификация доходов бюджетов

На сегодняшний день КОСГУ больше не относится к стандартной двадцатизначной структуре. В связи с последними изменениями в законодательстве всем плательщикам нужно будет указывать другие виды кодов в различной документации.

Подвиды

Для того, чтобы уточнить приход средств по доходным кодам теперь нужно будет указывать специализированный подвид бюджетных доходов. В частности, это касается стандартной и аналитической групп. Министерство финансов должно будет окончательно утвердить коды аналитической группы, приведя их в полное соответствие со всеми видами бюджетной прибыли.

Общий список подвидов указывается в отдельном приложении №11, которое было составлено к Указаниям об использовании данной классификации.

Если администрирование прибыли осуществляется в соответствии с определенным кодом классификации бюджетных доходов и использованием детализированных значений группы, в процессе составления отчетности после названия и кода в скобках нужно будет указать его наименование.

Аналитическая группа доходов

Данная аналитическая группа представляет собой группировку прибыли, полученной в процессе проведения целого ряда финансовых операций, и включает в себя всего две основные группы – 100 (Доходы) и 400 (Выбытие нефинансовых активов). При этом стоит отметить тот факт, что данная аналитическая группа также была подробно детализирована всевозможными статьями и подстатьями.

Помимо вышеуказанных статей, стоит отметить две подстатьи:

Подстатья 152 Средства, поступающие от наднациональных учреждений и иностранных правительств.
Подстатья 153 Средства, поступающие от международных финансовых компаний.

Сопоставительная таблица видов расходов

Виды расходов КОСГУ
Код Описание Код Описание
111 Фонд оплаты труда 211 Зарплата
112 Прочие выплаты персоналу организаций 222, 262 и 290 Транспортные услуги, социальная помощь гражданам и другие расходы
113 Прочие выплаты, за исключением фонда оплаты труда и различным лицам, которые привлекаются государством для реализации определенных задач 290 Другие расходы
119 Взносы на обязательное социальное страхование и внесение выплат по оплате труда сотрудников и другие выплаты 213 и 262 Начисление зарплаты и социальной помощи гражданам
131 Довольствие армейским служащим и работникам со специальными званиями 211 Зарплата
133 Расходы, которые требуются для всевозможных выплат армейским служащим и работникам со специальными званиями 212 и 262 Другие выплаты и социальная поддержка граждан
134 Другие выплаты работникам со специальными званиями 212, 262 и 290 Другие выплаты, другие расходы, а также социальная поддержка граждан
139 Взносы в сфере социального страхования и выплаты зарплаты всем лицам, которые находятся на должности стажера 213 и 262 Начисления зарплаты и социальной поддержки граждан
221 Предоставление нужных горюче-смазочных материалов и специализированного топлива 222, 224, 225, 226, 290, 310 и 340 Транспортные услуги, оплата эксплуатации имущества, работы, необходимые для содержания имущества, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, а также рост ценности материальных запасов
222 Предоставление нужных горюче-смазочных материалов и специализированного топлива не по оборонному заказу государства 222, 224, 225, 226, 290, 310 и 340 Транспортные услуги, оплата эксплуатации имущества, работы, необходимые для содержания имущества, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, а также рост ценности материальных запасов
223 Предоставление продовольствия по оборонному заказу государства 222, 224, 225, 226, 290, 310 и 340 Транспортные услуги, оплата эксплуатации имущества, работы, необходимые для содержания имущества, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, а также рост ценности материальных запасов
224 Предоставление продовольствия вне пределов оборонного заказа государства 222, 224, 225, 226, 290, 310 и 340 Транспортные услуги, оплата эксплуатации имущества, работы, необходимые для содержания имущества, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, а также рост ценности материальных запасов
225 Обеспечение имуществом в пределах оборонного заказа государства 222, 224, 225, 226, 290, 310 и 340 Транспортные услуги, оплата эксплуатации имущества, работы, необходимые для содержания имущества, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, а также рост ценности материальных запасов
226 Обеспечение имуществом вне пределов оборонного заказа государства 222, 224, 225, 226, 290, 310 и 340 Транспортные услуги, оплата эксплуатации имущества, работы, необходимые для содержания имущества, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, а также рост ценности материальных запасов
241 НИОКР 226, 290, 320 и 340 другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости нематериальных активов, а также рост ценности материальных запасов
243 Покупка каких-либо услуг, товаров или работ для проведения капитального ремонта имущества государства 222, 224, 225, 226, 290, 310 и 340 Транспортные услуги, оплата эксплуатации имущества, работы, необходимые для содержания имущества, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, а также рост ценности материальных запасов
244 Покупка работ, услуг или товаров, необходимых для обеспечения нужд государства 221, 222, 224, 225, 226, 290, 310, 340 и 530 Услуги связи, транспортные услуги, оплата эксплуатации имущества, работы, необходимые для содержания имущества, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, а также рост ценности материальных запасов, рост стоимости акций и других видов участия в капитале
245 Покупка какой-либо товарной продукции, необходимых для нужд органов государства в сфере картографии и геодезии, не относящееся к государственному заказу 220, 310, 320 и 340 Оплата всевозможных услуг и работ, рост ценности основных средств, рост ценности нематериальных активов, рост ценности материальных запасов
321 Всевозможные компенсации, пособия и другие социальные выплаты за исключением нормативных обязательств 262 и 263 Социальная поддержка граждан, а также всевозможные пособия или пенсионные выплаты, которые выдаются компаниям, работающим в сфере государственного управления
323 Покупка всевозможной продукции, услуг или товаров, предназначенных для социального обеспечения граждан 220 и 300 Оплата услуг и работ, поступление нефинансовых активов
340 Стипендии 290 Другие затраты
350 Гранты и премии 290 Другие затраты
360 Другие выплаты гражданам 262 Социальная поддержка граждан
411 Инвестиции из бюджета на покупку различной недвижимости в федеральную собственность по оборонному заказу государства 222, 226, 290, 310, 330 и 340 Транспортные услуги, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, рост ценности непроизведенных активов, а также рост ценности материальных запасов
412 Инвестиции из бюджета на покупки различной недвижимости в собственность государства 222, 226, 290, 310, 330 и 340 Транспортные услуги, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, рост ценности непроизведенных активов, а также рост ценности материальных запасов
413 Инвестиции из бюджета в объекты капитального строительства по оборонному заказу государства 222, 224, 226, 290, 310, 330 и 340 Транспортные услуги, оплата аренды за эксплуатацию имущества, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, рост ценности непроизведенных активов, а также рост ценности материальных запасов
414 Инвестиции из бюджета в капитальное строительство муниципальной собственности 222, 224, 226, 290, 310, 330 и 340 Транспортные услуги, оплата аренды за эксплуатацию имущества, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, рост ценности непроизведенных активов, а также рост ценности материальных запасов
416 Вложения капитала на покупку недвижимости различными муниципальными учреждениями 226, 290, 310 и 330 Другие услуги и работы, другие затраты, рост ценности основных средств, рост ценности непроизведенных активов
417 Вложения капитала на возведение недвижимости муниципальными организациями 222, 224, 226, 290, 310, 330 и 340 Транспортные услуги, оплата аренды за эксплуатацию имущества, другие услуги и работы, другие расходы, рост стоимости основных средств, рост ценности непроизведенных активов, а также рост ценности материальных запасов
613 Гранты в виде субсидии в пользу бюджетных организаций 241 Безвозмездные переводы в пользу муниципальных и государственных учреждений
623 Гранты в виде субсидии в пользу автономных организаций 241 Безвозмездные переводы в пользу муниципальных и государственных учреждений
630 Субсидии в пользу некоммерческих компаний 242 Безвозмездные переводы компаниям, е являющимся собственностью государственных или муниципальных органов
810 Субсидии, выплачиваемые частным предпринимателям, юридическим или физическим лицам, которые занимаются предоставлением услуг, выполнением работ или производством товарной продукции 242 Безвозмездные переводы компаниям, е являющимся собственностью государственных или муниципальных органов
831 Выполнение судебных актов и мировых договоров, связанных с компенсацией вреда, который был нанесен по причине незаконной деятельности государственных органов или отдельных должностных лиц 290 Другие затраты
851 Оплата земельного налога и налога на имущество компаний 290 Другие затраты
852 Оплата других сборов и налогов 290 Другие затраты
853 Оплата других платежей 231, 241, 242, 253, 290 и 530 Обслуживание внутренней задолженности, безвозмездные переводы средств в пользу муниципальных и государственных компаний, безвозмездные перечисления негосударственным компаниям, перечисления международным компаниям, другие затраты и рост ценности акций и других форм участия в капитале
862 Взносы в международные компании 253 Перечисления международным компаниям
863 Платежи, которые помогают добиться реализации условий договоров, заключенных с иностранными правительствами или международными компаниями 252 и 253 Перечисления в пользу наднациональных организаций или иностранных правительств, перечисления международным компаниям
000   273 Чрезвычайные расходы по различным операциям с активами

Коды КОСГУ: раскрытие термина и понятия

КОСГУ является аббревиатурой и расшифровывается как классификатор операций сектора государственного управления. В его основе лежит таблица с кодами, каждый из которых содержит в себе достаточно полную информацию о совершенной операции. Код содержит двадцать знаков, но государственные учреждения должны обращать внимание только на три последних знака. Читайте также статью: → «Коды заболеваний в больничном листе»

Данные коды являются классификатором доходов и расходов государственных организации и до недавнего времени они использовались при оплате для идентификации расходов. Но уже больше года для целей оплаты и проведения процедуры закупок их не используют, но государственные учреждения их применяют в рамках внутреннего учета, в том числе бухгалтерского, а также при составлении отчетности.

Порядок применения классификатора операций

В бухгалтерии любого государственного учреждения можно найти таблицу с кодами операций, которые применяются практически ко всем бухгалтерским проводкам, связанным непосредственно с основной деятельностью предприятия. В классификаторе все операции сгруппированы по единому принципу в зависимости от экономического содержания. При этом каждая группа имеет более детальную классификацию (разбита на подстатьи) для доходов, расходов и бюджетного финансирования. Это упрощает процесс ведения учета и составления отчетности.

На законодательном уровне утверждены восемь основных групп, они представляют собой очень укрупненные статьи, которые дают общее понимание совершенной или планируемой операции. Значение таких групп определяются первой цифрой их трех.

Код Наименование Описание
100 Доходы В данной группе отражаются все доходы, связанные с непосредственной деятельностью учреждения
200 Расходы В данной группе отражаются все расходы, связанные с непосредственной деятельностью учреждения
300 Увеличение нефинансовых активов В данной группе отражаются операции, связанные с поступлением активов, несвязанных с производственной деятельностью
400 Уменьшение нефинансовых активов В данной группе отражаются операции, связанные с выбытием активов, несвязанных с производственной деятельностью
500 Увеличение финансовых активов В данной группе отражаются операции, связанные с поступлением активов, таких как вклады, чеки, наличные деньги, обязательства других организаций перед данным учреждением и т.д.
600 Уменьшение финансовых активов В данной группе отражаются операции, связанные с выбытием активов, таких как вклады, чеки, наличные деньги, обязательства других организаций перед данным учреждением и т.д.
700 Увеличение обязательств В данной группе отражаются операции, связанные с увеличением обязательств учреждения
800 Уменьшение обязательств В данной группе отражаются операции, связанные с погашением обязательств учреждения

Детализация кодов классификаций операций

Перечисленные выше статьи имеют достаточно укрупненное значение, поэтому на практике для удобства планирования используют более детализированный список статей. Данная детализация происходит уже по второму знаку из последних трех в коде. Детализация происходит по основным направлениям ведения деятельности для доходов (также существует статья для учета прочих доходов), при этом данные статьи могут детализироваться при необходимости и по третьему знаку, чтобы разделить виды доходов:

110 – Группа, определенная для налоговых доходов бюджетной организации, которые перечисляются налоговыми агентами в установленные сроки и в размере, исчисленном в рамках  налогового законодательства;

130 – Группа доходов от платных услуг, оказываемых государственным учреждением населению и другими организациям;

160 – Группа доходов от перечисления страховых взносов, установленных налоговым законодательством;

180 – Группа прочих расходов, определенная для всех расходов которые не попали в предыдущие статьи.

Аналогичная детализация предусмотрена и по остальным группам, в том числе и расходам государственного учреждения. До недавнего времени данные коды в части определения расходов использовались при формировании плана по закупкам:

210 – Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников данного государственного учреждения, при этом данная статья также имеет детализацию по третьему знаку;

211 – Расходы, связанные с оплатой труда сотрудников, где учитываются все расходы, которые, так или иначе, связанны с данным направлением расходования средств государственного учреждения, кроме страховых взносов и все прочих расходов определенных налоговым законодательством;

213 – Расходы, связанные с оплатой труда сотрудников, которые не попали в предыдущую статью, которые включают все перечисления в бюджетные фонды и налоговые обязательства;

220 – Группа предназначена для учета всех расходов по приобретенным работам, услугам, аренде и т.д. При этом, как и остальные группы, данная группа расходов имеет детализацию по третьему знаку;

260 – Расходы на социальное обеспечение населения, которые включают пенсии, медицинские, страховые и прочие пособия, а также прочие обязательства бюджетных учреждений перед населением;

290 – Группа прочих расходов, которые по объективным причинам не попали в предыдущие статьи, при этом данная статья расходов должна быть не больше десяти процентов от общей суммы расходов.

Нормативно-правовые акты, регулирующие КОСГУ

В таблице рассмотрены правовые акты:

Наименование законодательного акта Номер Описание
Бюджетный кодекс Статьи 18 – 23.1 Данные статьи регулируют применение классификаторов в государственных организациях
Приказ Министерства Финансов от 01.07.2013 65 Данный законодательный акт разъясняет применение классификаторов государственными учреждениями

Применение классификатора операций в работе государственных учреждений

Как уже говорилось выше, данный классификатор применяется в государственных учреждениях в нескольких случаях:

  1. В бухгалтерском учете и отчетности для ведения и контроля всей внутренней деятельности учреждения, а также для статистики государственных финансов;
  2. При оплате, в процессе заполнения платежного поручения указывается соответствующий код операции и назначения платежа;
  3. В плане закупок, при формировании плана по закупкам по каждой позиции расходов присваивается конкретный код из классификатора.

При этом необходимо уточнить, что два последних пункта уже больше года не актуальны, для них используются классификатор расходов. При этом все учреждения получили необходимую таблицу соответствия старых кодов и новых, чтобы упростить переход. Читайте также статью: → «Форма КС-11 Акт приемки законченного строительством объекта»

Коды видов расходов как альтернатива КОСГУ

В начале 2016 года произошли изменения инициированные Министерством финансов, которое определило новую систему классификации для указания назначения платежа в платежном поручении и составлении плана по закупкам в целях формирования планового бюджета для организаций, занятых в государственном секторе. В настоящее для данных целей применяется коды видов расходов. При этом данная новая система предусматривает более развернутую детализацию по некоторым статьям.

Код КВР Описания Код КОСГУ Описания
110 Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников казенных учреждений 210 Группа,  определенная для всех расходов, связанных с заработной платой и другими выплатами персоналу
120 Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников государственных (муниципальных) учреждений
130 Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны
140 Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников государственных внебюджетных фондов
244 Прочее приобретение различных товаров, работ, услуг 221 Расходы на услуги связи и телекоммуникаций
222 Расходы на услуги связанные с перевозками
223 Расходы на услуги коммунальных служб
290 Прочие расходы

КОСГУ в платежном поручении

При перечислении сумм по налоговым обязательствам и страховым взносам налоговый плательщик обязан указывать в платежном поручении корректный код КОСГУ, который привязан к каждому отдельному виду налога и конкретной бюджетной организации, которая является получателем данной суммы в качестве дохода. Это также важно, как и другие данные, которые необходимо внести в платежное поручение. Данные коды используются для ведения учета, это значит, что сам по себе код не окажет влияние на время и процесс перечисления, но займет время в самой бюджетной организации для корректной идентификации платежа. Читайте также статью: → «Буквенные обозначения в табеле учета рабочего времени»

Типовые ошибки применения КОСГУ

Ошибка № 1. Искажение статистических данных

Неправильный код из классификатора в конечном итоге приведет к ошибкам отражения операций в бухгалтерском учете организации, а также к искажению статистических данных при составлении отчетности. Существующая система классификации достаточно проста и прозрачна, поэтому если у плательщика есть какие вопросы с определением кода, то его всегда можно уточнить непосредственно в структурном отделении учреждения, в которое должны быть перечислены средства.

Ошибка № 2. Формирование плана закупок

Составления плана закупок – это, наверное, сама непростая и кропотливая работа для любого государственного учреждения. Это обусловлено жестким контролем со стороны проверяющих органов власти именно данного аспекта деятельности учреждений. Любая ошибка в сформированном плане (некорректный код операций) может привести к тому, что он не будет согласован, а это может повлечь за собой множество проблем, главная из которых неполучение своевременно бюджетных средств на погашение существующих обязательств.

Ошибка № 3. Оплата посредством применения онлайн систем

В наше время активно уменьшается необходимость покидать офис или дом для погашения своих обязательств, для этого необходимо просто воспользоваться онлайн порталом государственной службы и совершать оплату через онлайн приложение банка. Но никогда нельзя забывать о том, что даже в этом случае всегда надо проверять корректность всех реквизитов и кодов из классификатора для предотвращения возможных ошибок, а также задержек перечисления денежных средств и идентификации платежа.

Распространенные вопросы и ответы на них

Вопрос № 1. По какому коду КОСГУ необходимо платить НДС?

Ответ: При формировании платежного поручения все реквизиты назначения платежа в первую очередь необходимо уточнить в соответствующей налоговой службе, чтобы избежать возможности совершения ошибок. Для налоговых платежей предусмотрен код 130 – это налоговые доходы бюджетных организаций.

Вопрос № 2. Существуют ли штрафные санкции за некорректную увязку кодов КОСГУ и КВР?

Ответ: Все возможные комбинации соответствии двух классификацией, утверждены на законодательном уровне. Необходимо четко понимать, что данные коды применяются в бухгалтерском учете каждого конкретного государственного учреждения, а это значит, что некорректный код может привести к искажению данных учета. Такие нарушения, безусловно, могут привести к применению штрафных санкций.

Вопрос № 3. Существуют ли ограничения по применению кодов?

Ответ: Да, некоторые коды являются достаточно специфичными и соответственно актуальны только для конкретных учреждений. Любые изменения или пояснения по применению классификаторов регулярно на своем официальном сайте публикует Министерство Финансов, поэтому за всеми уточнениями лучше обращаться туда.

План

Источники

· Главы 4, 10 Бюджетного кодекса РФ;

· Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации";

· Приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов" (с изменениями от 30 июля, 25 декабря 2009 г., 29 октября 2010 г.).

· Классификация расходов бюджетов РФ: главный распорядитель бюджетных средств, раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов, экономическая классификация расходов;

· Порядок формирования 20-значного кода классификации расходов бюджетов РФ;

· Сокращения: ФКР, КЦСР, КВР, ППП, ЭКР, КФСР, КВСР, КЭСР;

· Ведомственная структура расходов бюджета;

· Права законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления в детализации классификации расходов бюджетов РФ;

· Экономическая классификация расходов бюджетов РФ;

· Резервные фонды.

БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ

Основные положения по осуществлению бюджетных расходов описаны в Бюджетном кодексе (глава 10). Структура и порядок использования бюджетной классификации – в Инструкции 190н (глава 3).

Код классификации расходов бюджетов РФ, также как и код классификации доходов, является 20-значным и представлен в виде 3-х составных частей:

1. Код главного распорядителя бюджетных средств – 3 разряда;

2. Функциональная классификация расходов (раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов) – 14 разрядов;

3. Код экономической классификации расходов – 3 разряда.

Главный распорядитель бюджетных средств Раздел Подраздел Целевая статья Вид расходов Экономическая классификация расходов
      программа подпрограмма
                                       

· Код главного распорядителя бюджетных средств

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.



Перечень главных распорядителей устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов. Это значит, что в законе о бюджете есть приложение, которое называется «Ведомственная структура расходов» и в этом приложении перечислены все главные распорядители этого бюджета и сопоставленные им коды классификации расходов (раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов). Коды главных распорядителей каждый финансовый орган утверждает для своего бюджета самостоятельно. В АС «Бюджет» для обозначения кода главного распорядителя используется сокращение КВСР (код ведомственной статьи расходы). Также можно встретить сокращение ППП.

· Код функциональной статьи расходов (КФСР)

Разделотражает наиболее общее направление расходов. Всего Инструкция 190н выделяет 14 разделов.

Раздел 01 "Общегосударственные вопросы"

Раздел 02 "Национальная оборона"

Раздел 03 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность"

Раздел 04 "Национальная экономика"

Раздел 05 "Жилищно-коммунальное хозяйство"

Раздел 06 "Охрана окружающей среды"

Раздел 07 "Образование"

Раздел 08 "Культура, кинематография"

Раздел 09 "Здравоохранение"

Раздел 10 "Социальная политика"

Раздел 11 "Физическая культура и спорт"

Раздел 12 "Средства массовой информации"

Раздел 13 "Обслуживание государственного и муниципального долга"

Раздел 14 "Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"

 

Подразделы уточняют разделы.

Например,

По подразделу 0101 "Функционирование Президента Российской Федерации";

По подразделу 0102 "Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования";

По подразделу 0103 "Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований";

По подразделу 0104 "Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций";

По подразделу 0105 "Судебная система";

По подразделу 0106 "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора"…

Коды разделов и подразделов утверждены Инструкцией 190н и являются общими на все территории РФ. По-другому раздел и подраздел (4 разряда) называют КФСР (код функциональной статьи расходов).

 

· Код целевой статьи расходов (КЦСР)

Целевая статья расходов (другое название – код целевой статьи расходов – КЦСР) отражает расходы по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств в пределах указанного подраздела.

Целевая статья включает код программы и подпрограммы. Они нужны, чтобы детальнее закодировать расходы. Например, по целевой статье 100 отражаются Федеральные целевые программы. По программе 22 — «Федеральная целевая программа "Экология и природные ресурсы России"», 100.22.01 «Подпрограмма «Минерально-сырьевые ресурсы»», 100.22.02 «Подпрограмма «Водные ресурсы и водные объекты»», 100). Коды целевых статей федерального бюджета утверждены Инструкцией 190н. Некоторые из них могут также использоваться нижестоящими бюджетами. Финансовый орган дополнительно утверждает свои коды целевых статей.

 

· Код вида расходов (КВР)

 

Вид расхода (код вида расходов – КВР). Виды расходов, которые используются в текущем бюджете, утверждаются финансовым органом в законе (решении) о соответствующем бюджете. Инструкция 190н утверждает виды расходов для федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Некоторые из них могут также использоваться бюджетами субъектов и местными бюджетами. Дополнительно финансовый орган конкретного бюджета утверждает свои коды вида расходов в законе о бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Раздел, подраздел, целевая статья и вид расхода вместе называются ФКР (функциональная классификация расходов).

 

· Экономическая классификация расходов (ЭКР)

Код КОСГУ (ЭКР – экономическая классификация расходов). Все коды КОСГУ утверждены Инструкцией 190н. Код КОСГУ расходов может начинаться с 2 и 3 (кроме 310).

 

Ведомственная структура расходов – устанавливает расходы по главным распорядителям, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов РФ.

 

Используемые сокращения:

· Код ГРБС (3 разряда): ППП – перечень прямых получателей, КВСР – классификация ведомственной структуры расходов;

· Код раздела и подраздела (4 разряда): ФКР – функциональная классификация расходов, КФСР – код функциональной статьи расходов.

· Код целевой статьи расходов (7 разрядов): КЦСР – классификация целевых статей расходов;

· Код вида расходов: КВР – классификация видов расходов;

· Код КОСГУ: ЭКР – экономическая классификация расходов, КЭСР – код экономической статьи расходов.